Музей Родена в Париже
«В первые я оказалась в этом удивительном саду в 2008 году. Отстояв огромную очередь на улице перед входом в музей, сразу попала в царство цветущих роз. Аромат стоял в июньском воздухе такой, что кружилась голова. Розы окружали едва ли не самую знаменитую работу Родена – «Мыслитель». Она возвышалась на огромном постаменте в окружении розового безумия и притягивала к себе большинство туристов, пытавшихся сфотографироваться у пьедестала непременно в той же позе, каковую являла собой фигура каменного человека.
А где же собственно сад? То, что открылось взору у «Мыслителя», никак не соответствовало восторженным отзывам его поклонников. Да, розы. Да, скульптура. Да, стриженые тисы преклонного возраста. Неужели это и все? Сзади меня – музей Родена, впереди – отель Бирона, между ними – то, о чем я уже рассказала. Пройдя немного вперед вдоль отеля, я поняла, в чем дело. Сад был спрятан, да так искусно, что и не догадаться сразу. Он оказался с тыльной стороны отеля… Впрочем, обо всем по порядку.
Сад и музей находятся в самом центре Парижа, на улице Варенн, 77. Рядом – площадь Трокадеро и улица Инвалидов, через забор виднеется Эйфелева башня. Трудно поверить, что когда-то этот район был даже не окраиной города, а за его чертой. История сада ведет свой отсчет с 1728 года, когда преуспевающий парижский банкир Абрахам Пейранк де Мор выкупает землю и заказывает строительство частного отеля архитектору Жану Оберу, известному своим блестящим проектом здания Дворца Полиции на берегу Сены. За три года возводится красивое здание в три этажа, но в 1732 г. банкир умирает, и отель переходит по наследству его жене мадам де Мор. Вдова с большим усердием приступает к обустройству сада. Существует предположение, что основной план сада также принадлежит Жану Оберу. На фрагменте старинной карты хорошо видно, что сад в то время представлял собой небольшой регулярный парк с характерной классической схемой французских парков того времени. Основную часть занимал партер с цветниками, разделенный на четыре равные части. По примеру садов Версаля цветники имели рисунок, напоминающий вышивку цветными нитями на зеленом бархате. В правой стороне сада были высажены липы в шахматном порядке, по периметру расположены цветочные вазы и скамьи. В центре возвышалась ротонда, слева плотно высажены в одну линию деревья, чтобы скрыть огороды, расположенные рядом с садом, а в самом конце, на границе с пустырем были установлены высокие трельяжи, заплетенные жасмином. Посетители и гости были восхищены величием и изяществом сада. Однажды этот сад увидела невестка Людовика XIV, герцогиня де Мэн, и в 1736 году отель вместе с территорией переходит к новой владелице. Герцогиня де Мэн не меняет планировки сада, лишь немного его расширяет, что позволило добавить две длинных полосы зеленого газона.
В 1753 году герцогиня умирает, и отель вновь переходит к вдове де Мор. Не в силах справляться с огромным имением, вдова уступает его герцогу, маршалу Бирону, который обосновался в отеле с 1754 года и жил в нем вплоть до своей смерти – до 1788 года. Вклад герцога Бирона в это имение настолько велик, что здание и по сей день именуется в его честь «отелем Бирона», а сады, им созданные, остались в истории под названием «исключительные». Собственно, именно в период жизни Бирона сад и стал тем замечательным произведением искусства, которое по праву является национальным достижением французского ландшафтного паркостроительства.
Согласно записям архитектора Габриэля-Жозефа Ронсена, работы по переустройству сада начинаются в 1753 году. Архитектор Пьер-Франсуа Обер увеличивает площадь сада, а садовник Доминик Муази берет на себя все посадки. Работы предстояли масштабные. Надо было поднять уровень сада, оборудовать новую террасу и большой бассейн с фонтаном, переделать решетки, изменить линии аллей для прогулок, наконец, часть сада, занятую под огороды, кардинально перестроить в специализированные мини-сады. Десять долгих лет ушло на эти колоссальные по тем временам работы. По замыслу архитектора и хозяина имения, сад должен был стать «исключительным». Согласно сохранившимся учетным книгам, цифры масштаб и необычность замысла поражают: более 200 апельсиновых деревьев в кадках, 10 тысяч фаянсовых ваз и горшков с королевскими маргаритками, 15 500 кустов земляники было закуплено для сада. С 1753 по 1755 годы закуплены и высажены 176 лип, 556 кустов сирени, 1544 цветущих кустарника, среди которых основное место занимают розы и жасмин. 60 тысяч канцелярских книг, ведущихся ежегодно, посвящено только учету посадок однолетних и многолетних цветов: 600 видов тюльпанов, 20 сортов многолетних астр, пионы, гвоздики перистые и махровые, артишоки, махровые левкои, гиацинты, анемоны, мальвы, нарциссы. Чтобы сад стал « исключительным», в нем должны непременно быть новинки. Здесь появляются первые парижские магнолии, плодовые деревья приобретают топиарные формы, между липами подвешены гирлянды из жимолости, а первые абрикосы и нектарины посетители сада сами могут срывать с деревьев. Посетители, едва войдя на территорию сада, сразу же обращали внимание на большую рощу слева от входа. В центре ярким пятном выделялась огромная корзина с цветами, окруженная трельяжами с терракотовыми статуями. От рощи уходила аллея вглубь сада, вдоль которой располагались четыре цветущих амфитеатра, а за ними – посадки лип. За рощей к услугам посетителей была открыта оранжерея с апельсинами, фигами, дынями и тюльпанами. Непосредственно за отелем возвышалась обширная терраса, с которой открывался вид на партер и бассейн с фонтаном. Фонтан выполнен в виде скульптурной композиции, изображающей четыре времени года. Вдоль аллеи стояли мягкие кресла и диваны, покрытые клеенкой безупречной белизны. За партером — уютные зеленые кабинеты, китайский павильон, портал со статуей Венеры. По всей территории сада стояли величественные скульптуры античных героев и богов. Пять гектаров природной роскоши и ландшафтных изобретений требуют тщательного ухода, и теперь в саду работают 25 садовников.
Маршал Бирон устраивает бесконечные приемы и балы, праздники для вельмож королевского двора, и вскоре слава о его «исключительном» саде разносится далеко за пределы Парижа. Но время неумолимо. В период Французской Революции (1792—1794) сад потерял владельцев. Смутная эпоха породила целое движение в борьбе за народное просвещение: создаются библиотеки, национальные архивы, Лувр открыт для публики. Свободный доступ горожане Парижа имеют теперь и в этот сад. За два года без должного ухода парк был запущен, скульптуры разбиты, здание отеля революционеры разграбили. В период Директории (1797—1799) «Домом Бирона» управляют пять частных лиц три бывших торговца, артист и архитектор. Они делают косметический ремонт сада и отеля и организовывают там «общественные» праздники, скорее пародирующие, чем копирующие пышные празднества проходившие при жизни Бирона. Сад превратился в новый «Тиволи» по последней моде, французский регулярный парк стал подобием «базарной площади», рощи для «прелестных прогулок»…
В 1820 году наступает новый период в жизни этого места. Здесь с согласия Наполеона открывается женская школа-пансион Сакре-Кёр, где стали получать религиозное воспитание девушки, в основном дочери аристократических семей. Строгая католическая жизнь новых обитателей наложила отпечаток и на жизнь сада. Никакой романтики, ничего игривого и развлекательного в религиозном саду быть не может. Послушницы разбивают огороды, делят сад на грядки, сажают несколько плодовых деревьев и виноград. Что касается посадок других растений, то выбираются самые скромные и неприхотливые: айлант, клематис, плющ. Софи Бара, учредительница Общества Сакре-Кёр, регулирует жизнь учреждения в неукоснительной дисциплине и с той самоотверженностью, которой требует католическая строгость. Там царит запах святости…
Следующий значительный этап жизни этого удивительного уголка Парижа начинается с 1908 года. После закрытия школы отель становится доходным домом с очень низкими ценами для постояльцев. Именно тогда поэт Райнер-Мария Рильке приглашает знаменитого скульптора Огюста Родена в отель Бирона, где к тому времени жили сам поэт и его жена. 3 сентября, прибыв в гости на несколько дней, Роден остался здесь на несколько лет. Сад представлял собой сплошные заросли ежевики, плюща и клематисов, лишь кое-где виднелись яркие пятна цветов. Скульптор прогуливается среди яблонь, мальв и сирени и находит это место восхитительным. Роден занимает весь нижний этаж отеля, расположив в четырех комнатах скульптуры, а стены завесив чертежами и рисунками. Кроме Родена, здесь живут художник Анри Матисс, популярный в то время актер Макс, танцовщица Айседора Дункан. Поэт Жан Кокто, который впоследствии станет одним из арендаторов отеля, описывает сад, как «маленький девственный лес, запутанный растительный беспорядок». Роден – старейшина этой арт-общины, ему уже 68 лет.
Постепенно территория сада превращается в музей под открытым небом. Роден размещает здесь не только свои работы из мрамора, бронзы и гипса, но и фрагменты античных скульптур, которые покупает для собственной коллекции. В 1910 году правительство в целях сохранения исторического памятника приобретает здание и сад в собственное владение, а после смерти скульптора в 1917 году и полной передачи его наследия в дар государству организовывает в отеле музей Родена.
В 1920-х годах в обществе снова просыпается интерес к садам и паркам, и на средства мэрии в саду отеля Бирона, который отныне называется музеем Родена, проводятся работы по реконструкции сада: восстанавливается бассейн, высаживаются новые деревья и кустарники, заново прокладываются аллеи. Но самое главное, что теперь это не просто сад, а сад-музей. Торжественное открытие состоялось утром 14 декабря 1927 года. Первые гости увидели большой бассейн, засыпанный за сто лет мусором и землей, копии фаянсовых ваз с цветами, свежепосаженные тисы, липы, 150 новых плодовых деревьев. Более восьми тысяч луковиц тюльпанов передано в подарок музею правительством Голландии. Скульптуры Родена расставлены в разных точках сада, наиболее требовательные к влажности собраны в крытой галерее.
Сад с этого дня открыт для посетителей по абонементам во второй половине дня, а по воскресеньям – бесплатно в течение всего дня.
В 1990 году после реконструкции южного фасада музея стал вопрос и о реконструкции сада. Ландшафтный архитектор Жак Сгард должен был сохранить скульптуры Родена под открытым небом и при этом восстановить очарование французского регулярного стиля XVIII века, существовавшего во времена владения Бирона.
Сгард начал с классики: первыми были обустроены зеленый газон на партере, отреставрирован бассейн и выровнены аллеи между липами. Это придало саду барочность. Однако существуют еще десятки скульптур Родена, которые жаждут увидеть посетители. Реконструкция должна учитывать эти факторы, чтобы создавать одновременно и разграничение пространств, и сохранение эффекта глубины пространства сада, Жак Сгард создает два новых узких партера ниже террасы. Первый называется «Сад Орфея». Он представлен скульптурой «Орфей» в символическом обрамлении растительностью каменистого рокария. Западный партер называется «Сад источников», его населяют влаголюбивые растения, посаженные вокруг воды. Осевая перспектива выходит на полукруглую стену живой зелени в конце сада, в которой оставлены три аркообразных проема, повторяющие пропорции отеля Бирона на противоположной стороне сада. Таким образом, сохранена сквозная перспектива.
Современный сад-музей Родена разделен на две части, разграниченные зданием отеля Бирона. Первая часть – розарий. С левой стороны от главного входа у стены расположена монументальная работа Родена «Врата Ада». Еще в 1880 году Роден получил заказ выполнить дверь для будущего музея декоративного искусства, где должны быть барельефы, «Божественную комедию» Данте. До самой своей кончины Роден трудился над этой скульптурой. Десятки раз он ломал и переделывал уже готовую работу. Сейчас в саду установлена чугунная копия этого шедевра. «Врата Ада» представляют собой скульптуру, состоящую из 227 мелких барельефов, многие из них впоследствии Роден увеличил и выделил в самостоятельные работы – «Мыслитель», «Падающий человек», «Три тени» и другие. По обе стороны от «Врат Ада» стоят скульптуры Адама и Евы. Справа от входа в окружении конусообразных тисов высится скульптура «Мыслитель», чуть дальше за ней – скульптура Бальзака.
Все пространство этого малого участка исполнено необыкновенной торжественности и возвышенности. Розы, выполняющие роль боскетов, в то же время несут самостоятельную композиционную нагрузку. Они как бы связывают в единое целое сразу три эпохи: эпоху Людовика XIV, представленную отелем Бирона, эпоху модерна, представленную шедеврами Родена, и современность.
Двигаясь по левой стороне от отеля Бирона, попадаем в галерею, где собраны гипсовые и мраморные работы Родена. Одними из самых значительных мне показались скульптура Виктора Гюго и знаменитый «Поцелуй». Дальше липовая аллея ведет в небольшую рощу из каштанов, падубов и серебристого тополя. В тени деревьев выставлены бронзовые работы Родена, причем архитектору Сгарду пришла гениальная идея срифмовать общий наклон скульптур с наклоном стволов окружающих деревьев.
На повороте липовой аллеи появляется извилистая тропинка, обсаженная сиренью, розами и самшитом. По ней мы попадаем в «Сад Орфея». Далее – большой бассейн, вокруг которого также размещена часть скульптур: «Адам», «Медитация», «Гений вечного покоя». От бассейна отель. В сочетании с изумрудом газонной травы здание выглядит, как средневековый замок из сказки.
Симметрично «Саду Орфея» по другую сторону партера устроен сад источников. Идея его, как и предыдущего, принадлежит Жаку Сгарду. В традиции французского искусства садоводства принято источниками считать не только сами водные фонтаны или подземные родники, но и ботанические семейства, от которых происходят другие растительные виды и подвиды. Например, источник ирисов выливается в ирисы японские, болотные ирисы, германские ирисы и т.д. В целом сад источников представляет собой коллекцию влаголюбивых травянистых растений, где центром композиции выступает собственно водный источник. Много гортензий различных оттенков и сортов высажено по обеим сторонам главного партера.
Большая терраса между отелем Бирона и партером заполнена высокими цветущими однолетниками в обрамлении стриженого самшита. Каждый год высевают новые семена и высаживают новые растения, тем самым создается не только новое цветовое настроение, но и задается тема амфитеатра. Цветущая терраса хорошо подчеркивает архитектуру здания и удачно контрастирует с белизной ступеней и мраморных ваз.
Уголок за зеленой стеной в конце сада – пожалуй, самое любимое место гостей и посетителей. Здесь, в тени высоких деревьев, среди скульптур великого мастера для усталой публики установлены шезлонги и широкие деревянные скамейки для отдыха. В заключение хотелось бы сказать: сад олицетворяет собой несколько эпох истории искусства паркостроения и даже истории самой Франции, что делает этот маленький парижский уголок бесценным сокровищем для всего ландшафтного искусства…»
Автор: Юта Арбатская, главный ландшафтный архитектор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника
Источник: Ландшафт. дизайн