Инфо        23 октября 2016        39         0

Archigram он-лайн: виртуальная репрезентация на пути к новой актуальности

Стартовая страница сайта Archigram Archival Project (http://archigram.westminster.ac.uk)C апреля 2010 года вниманию всех желающих открыт полный цифровой архив наследия одной из самых революционных архитектурных групп ХХ-го века – Archigram. На бесплатном веб-сайте проекта Archigram Archival Project (http: //archigram.westminster.ac.uk) размещено около 10 тыс. изображений, включая цифровые версии рисунков, коллажей, картин, фотографий, журналов, статей, слайдов и мультимедийного материала, сопровождаемые оригинальными текстами участников группы. Благодаря инициативе Департамента архитектуры Университета Вестминстера отныне все разнообразное и противоречивое наследие группы впервые доступно для ознакомления в полном объеме.
Экспериментальный и спекулятивный проект Cushicle & Suitaloon (Майкл Вебб, 1967) был направлен на поиск нового образа человеческого жилища, которое в «свернутом» состоянии могло бы выступать в качестве повседневной одежды либо вида транспорта (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Archigram считается наиболее провокационной визионерской архитектурной группой 1960-х годов. Никогда прежде архитекторы так творчески не подходили к послевоенной культуре потребления и новым возможностям технологии. Вдохновляясь современными им наукой и техникой (космическими разработками НАСА и подводными деревнями Ж.-И. Кусто), научной фантастикой и американскими комиксами, поп-артом, «Битлз» и теорией глобальной деревни, участники Презентация одного из номеров журнала Archigram, благодаря которому группа и получила свое название (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Archigram создали проекты, ставшие иконическими образами ХХ-го столетия; заново продумали и представили соотношения технологии, общества и архитектуры; предсказали информационную революцию за десятилетия до ее свершения и обосновали новые методики архитектурного образования, чем произвели глобальное воздействие на архитектурную мысль. Уникальность группы состояла в том, что она объединила шестерых человек кардинально различных точек зрения, вкусов, навыков, возрастов и политических пристрастий, принадлежавших, при этом, к различным архитектурным школам.
«Шагающий город» (Walking City) Рона Херрона, представляет вариант гипотетического будущего, в котором границы городов и стран ликвидированы в пользу кочевого образа жизни, реализуемого с помощью «путешествующих городов», не привязанных к постоянному месторасположению. Технологическая структура шагающего города продумана таким образом, чтобы во время путешествий имелась возможность подключения к источникам ресурсов и информационным сетям согласно потребностям людей, которые работают, играют, путешествуют и одновременно продолжают жить в городе. (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Двенадцатилетнее сотрудничество Уоррена Чалка, Денниса Кромптона, Питера Кука, Дэвида Грина, Рона Херрона и Майкла Вебба изменило мир архитектуры шестидесятых и семидесятых годов, оказав влияние на многих архитекторов, которым уже вскоре предстояло создавать то, что впоследствии стало именоваться «мировой архитектурой».
И что особо примечательно, со временем идеи группы не только не устаревали, но приобретали еще большую актуальность. Их важность для архитектуры была признана награждением группы Archigram в 2002 году – почти через 20 лет после завершения плодотворного сотрудничества ее членов – Золотой медалью Королевского института британских архитекторов (RIBA).
«Шагающий город» (Walking City) Рона Херрона (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Однако вследствие рассредоточения большинства работ по частным коллекциям и запасникам музеев до сих пор было практически невозможно получить целостное представление обо всем их корпусе. В рамках новооткрытого сайта впервые собраны рисунки, фотографии и другие материалы из более 200 проектов. Здесь широко представлены всемирно известные проекты, включая «Шагающий город» (Walking City) Рона Херрона, «Встраиваемый город» (Plug-in City) и «Мгновенный город» (Instant City). Все они, а также «Центр грехов» (Sin Centre), «Взаимообмен» (Interchange) и другие стали именами нарицательными, кодовыми словами лексикона современной архитектуры, воплощая определенный подход и концепцию.
Отдельное внимание заслуживает и психоделическое исследование М. Вебба «Остров Храма» (Temple Island), касающееся природы перспективы в архитектурной репрезентации.
Фото: http://archigram.westminster.ac.ukКроме урбанистических и теоретических разработок широко представлена коллекция «невидимых» строительных проектов – включая бассейн для Рода Стюарта и мегаказино Монте-Карло – которые вышли далеко за пределы условностей традиционной практики.
Поддержка виртуальной коллекции осуществляется под руководством команды из Научно-исследовательского центра экспериментальной практики при Департаменте архитектуры Университета Вестминстера на грант Исследоваельского совета в сфере искусств и гуманитарных наук (Arts and Humanities Research Council).
Многие проекты группы Archigram направлены на концептуальное изучение идей виртуальной реальности и создания симулированного окружения (Room of 1000 Delights, Enviro-pill, 1970), отстаивая идею о том, что возможности разума способны превосходить любые ограничения окружения. (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Все проекты могут быть представлены в режиме он-лайн, в ограниченном разрешении (согласованном с правонаследниками). Однако версия сайта, содержащая изображения с высокой разрешающей способностью, доступна для исследователей и заинтересованных лиц в специальном отделе библиотеки Университета Вестминстера, что, по мнению инициаторов, послужит дальнейшему изучению и реинтерпретации наследия группы. Воплощая «оптимизм, дерзость и воображение», весь корпус работ группы (который довольно сложно назвать «архивом») подобен неконтролируемому фейерверку идей, чуждому повседневной реальности, стремящейся превратить любую из них в подотчетный и конкурентный товар.
Особое внимание уделялось студенческим проектам, до этого не выходившим за пределы университетских аудиторий (Montreal Tower Spread; конец 1960-х) (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)Бунтарские порывы Archigram’а (впитавшие влияние футуристов, итальянских урбанистов и метаболистов) изначально были направлены против становления модернизма в качестве «стерильной и комфортной ортодоксии».
По словам Тео Кросби, члены группы «сумели отыскать собственные оригинальные импульсы, несмотря на мегаструктуры, притупленные изменяющимся интеллектуальным климатом Англии, в котором дерзкие мечты архитекторов воспринимались с нарастающим ужасом». Сила этого импульса состояла в продвижении и творческом обосновании «иного» мышления, противостоящего традиционным взглядам.
Проект «мобильной надувной деревни» (Blow-out Village), созданный Питером Куком с помощью технологий гидравлики, пневматики и воздушной подушки. Предусматривалось использование подобных конструкций для расселения людей, пострадавших в результате природных катаклизмов, а также работающих далеко от дома либо же отдыхающих на побережье (во время переполнения стационарных отелей). (Фото: http://archigram.westminster.ac.uk)С тех пор «эффектом Архигрэма» стал называться любой значимый архитектурный бунт в условиях какой бы то ни было архитектурной ортодоксии, при появлении новых закостенелых смыслов – будь они «модернистскими» или уже «постмодернистскими».
«Бумажная» практика группы Archigram и степень ее влияния подвергли пересмотру смысл понятия «реализованного проекта». Подтверждением этому и стала награда RIBA, которая обычно вручается лишь обладателям внушительного портфолио отстроенных сооружений, но которой группа Archigram все же была удостоена при полном отсутствии таковых. Проекты группы Archigram реализовались в другом смысле – в умах и чувствах, толкающих к переоценке устоявшейся архитектурной практики и пересмотру природы архитектуры в целом.

Источник: журнал “АСС”

© 2016, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload