Ландшафтный дизайн самостоятельно
Ландшафтная архитектура — дело многотрудное. Не столько из-за сложности входящих в нее дисциплин, сколько из-за того, что в ней всего очень-очень много. Чтобы очерк о том, как создать ландшафт «от» и «до» был максимально содержательным, я поведу рассказ в соответствии с шагами проводимых работ, стараясь не задерживаться подолгу на очевидном и элементарном.
Именно тому обстоятельству, что не каждый дает себе ясный отчет в том, что, в сущности, необходимо знать садостроителю и какими средствами он при наличии требуемых знаний в состоянии располагать, именно этому, говорю я, садовое искусство больше всего обязано неправильной оценкой и, что всего прискорбнее, тем пренебрежением, благодаря которому оно все еще не может высвободиться из крепких объятий ремесла, и навсегда отделаться от неудачных поползновений дилетантизма.
Арнольд Регель
Ландшафтный дизайн своими руками
Этап 1. Знакомство с участком и его хозяевами
Первое знакомство — момент ответственный и непростой. Ведь это два разных, но органично связанных друг с другом знакомства: с участком и его владельцами.
Цели и задачи.
1. Познакомиться с заказчиками. Постараться определить особенности их характеров, эстетические предпочтения, особые желания или привязанности, а также настроения, преобладающие в кругу семьи.
Для создания отличного ландшафта необходима обстановка взаимного доверия и уважения между архитектором и заказчиком. Поэтому такие отношения следует налаживать уже при первом знакомстве. Ни позиция «любой каприз за ваши деньги», ни, наоброт, попытки убедить заказчика в том, что он ничегошеньки в ландшафтной архитектуре не понимает, этому совершенно не способствуют.
2. Познакомиться с участком. Определить, надо ли отводить с территории избыточную влагу. Выяснить минимальную глубину залегания грунтовых вод. Если участок имеет сложный рельеф, определить состав и структуру грунтов на разных его уровнях. Внимательно изучить состав произрастающих на участке растений и (при больших размерах участка) определить их распределение. Внимательно изучить окружающую участок обстановку, хотя бы на предмет применения приема «пейзаж взаймы». При первом знакомстве с участком совсем не лишне сделать как можно больше фотографий. Это поможет удержать и время от времени восстанавливать в воображении реальный вид участка. Кроме того, во время съемки вы уже начнете выбирать наиболее выгодные ракурсы, что впоследствии очень поможет строить и располагать композиции и подходы к ним.
Знакомство с участком — момент достаточно комфортный для архитектора, так как при всем многообразии вопросов, которые он должен для себя выяснить, они носят характер технический. Однако давайте рассмотрим это поподробнее, ибо не все коллеги, а тем более заказчики придают должное значение той скрупулезности, что необходима. В классическом понимании подготовительный этап проектирования включает в себя проведение целого ряда изыскательских работ: это и топография, и геодезия, и геология, и геохимия и геогидрология. Однако едва ли один из нескольких сот участков подвергается столь глубокому и пристальному изучению. И происходит это не от того, что подобные исследования не имеют смысла и значения. Просто есть ряд обстоятельств, которые позволяют в конкретных случаях ограничиться более скромными изысканиями. Во-первых, потому что размеры далеко не каждого участка так велики, а рельефы не так сложны. Во-вторых, немалое количество участков обладает несложным и вполне очевидным геологическим строением. В-третьих, получить интересующую информацию можно, основательно расспросив обитателей, садовников и строителей соседних участков. Наконец, в-четвертых, обильную пищу для размышлений и выводов дадут ваши собственные наблюдения, аналитические способности и опыт.
Художник, прежде чем приступит к выполненью,
Готовым видит все свое произведенье,
Вот так и вы должны уже заране знать,
Что будет где расти, цвести и глаз пленять…
Жак Делиль
Этап 2. Создание проекта
Цели и задачи.
1. Найти идею ландшафта. Разместить в рамках участка, в соответствии с найденной идеей, все необходимые функции и функциональные объекты. Создать план участка и тщательным образом проверить правильность привязок и выбора размеров всех деталей плана. Не следует забывать, для чего вы приходите на участок. Если это приусадебный надел, то совершенно очевидно, что здесь не шоу-площадка для демонстрации воображения и оригинального мышления. Это пространство обитания его владельцев. Ландшафтный архитектор, как любой строитель, должен помнить: он построил и ушел, а владельцам здесь жить. Мы несем ответственность за то, станет ли собственная усадьба для владельцев родным любимым уголком, дарящим душевное равновесие, покой и отдохновение, смывающим с души все неприятности окружающей действительности или быстро наскучит из-за набора неуместных красивостей.
2. Создать и изобразить в эскизах образы, выражающие общую идею ландшафта, органично связывающие ее с функциями и окружающим пространством.
Заказчик, приглашающий ландшафтного архитектора, должен понимать, что ландшафтная архитектура – искусство не менее сложное, чем ее сестра — архитектура зданий и строений. Если заказчик не разделяет этой точки зрения, то ландшафтный архитектор ему попросту не нужен. Такой заказчик вполне может обойтись помощью сколько-нибудь грамотного садовника, строителей, возводящих его дом, и собственными творческими разработками.
3. На основании согласованных с заказчиком результатов проделанной работы создать дендроплан участка, план и карту геопластических работ, проект системы автоматического полива, изготовить чертежи для проведения работ в рамках благоустройства (подпорные стенки, террасы, водоемы, ручьи, водопады, дорожки и т. д.).
Стоит ли напоминать, что все стоит денег — и труд проектанта тоже.
Следовательно, подходить к подготовке необходимого проектного материала нужно с позиции разумной достаточности. Например, эскиз альпийской горки или клумбы — чистейшая формальность, если только эта клумба не какой-нибудь оригинальный, самостоятельный композиционный элемент. Достаточно для согласования показать заказчику фото подобной горки или клумбы. Все равно готовая вещь будет только похожа на эскиз, но не будет его копией. Кроме того, в девяти случаях из десяти в садовых композициях имеют место многочисленные изменения, вносимые экспромтом — от ситуации. Иное дело — эскизы больших фрагментов ландшафта, отличающиеся законченностью и отчетливостью образа — так сказать, ландшафтообразующие узлы. Именно они определяют идеи и настроения участка и их эскизы служат базой для нахождения общего языка с заказчиком. Кроме того, всегда актуальны рабочие чертежи и планы. Скажем, без геодезической съемки участка на момент знакомства с ним и карты планируемых геопластических работ невозможно рассчитать расходы на проведение таковых. А ведь есть участки, где стоимость этих работ составляет десятки тысяч долларов. И как же начинать работы, не зная заранее, во что это обойдется?
4. На базе всех проектных документов составить подробное описание предстоящих работ и смету расходов, необходимых для выполнения этих работ.
Начну с простой истины, которую знает почти каждый, а придерживается ее из десяти один: любой проект или план может всего лучше исполнить тот, кто его создал. Следовательно, раз владелец пригласил зодчего и одобрил его предначертания, то надо дать ему довести дело до конца.
Арнольд Регель
Этап 3. Реализация
Конечная цель третьего этапа — реализация. Создание материального и вместе с тем живого произведения искусства. Прежде чем начинать работы, необходимо составить график и разумную схему последовательности выполнения работ, исходя из сложившейся архитектурной и климатической обстановки. Необходимо также основательно подготовить коллектив рабочих.
Лично мне непонятны жалобы некоторых коллег на отсутствие взаимопонимания со строителями. Ландшафтный архитектор все работы на участке (за редкими исключениями, например, коммуникации или специальные системы утилизации и регенерации бытовых стоков) обязан выполнять сам, то есть силами своей организации или силами обученных им и подчиненных только ему рабочих.
Цели и задачи.
1. Снабжение материалами. До начала работ необходимо точно знать где, когда и какие материалы и растения будут закупаться, а также где, когда и каким образом они будут складироваться.
Понятие «цугцванг» хорошо знакомо не только шахматистам. Плохо продуманный и спланированный график работ и поставок порождает на строительной площадке «затор» — суматоху и сумятицу, отнимающие много сил и времени, передвижки и перестановки. Часто виной срыва плана становятся поставщики материалов или растений, поэтому если у поставщика есть то, что вам нужно, следует это сразу же выкупить. Кроме того, никогда не полагайтесь на устные обещания. Обязательно заключайте договор на поставку и предусматривайте в нем ответственности сторон.
2. Выполнить работы в полном соответствии с проектными документами и планом выполнения работ. Правильно выстроенная последовательность выполнения работ почти всегда такова:
- уборка строительного и прочего мусора и сорняков;
- геопластика и планировка грунтов;
- создание композиций из большого камня и посадка крупномеров;
- создание водоема и других ландшафтообразующих элементов;
- прокладка трубопровода и электрокабеля;
- бетонирование дорожек и площадок;
- устройство клумб и других растительных элементов и композиций;
- установка осветительной аппаратуры и других элементов электроцепей;
- монтаж периферических органов системы автоматического полива;
- устройство газонов;
- мощение дорожек и площадок.
Продуманная последовательность — это уже технология. Неритмичность в одной работе влечет за собой нарушение ритма остальных. Отсюда потери в качестве, времени и, в конечном счете, стоимости. Особое внимание уделите уборке строительного мусора.
Єтап 4. Сдача обїекта в експлуатация
Все функционирует и радует глаз красотой и свежестью. Доведите участок до состояния, максимально близкого к идеальному, перепроверьте работу систем и оборудования в различных режимах. Убедитесь в том, что архитектору не придется систематически наведываться на участок для выяснения причин нестабильной работы тех или иных систем либо нештатного поведения растений.
В действительности владелец и ландшафтник не раз еще встретятся на участке после сдачи его в эксплуатацию. Во-первых, чрезвычайно редко удается обойтись без каких-либо возникающих впоследствии проблем или вопросов. Во-вторых, «Show must go on». Инициатором продолжения всегда выступает владелец. Его беспокойный ум и воображение постоянно ищут и находят незанятые ничем (по его мнению) места. Находятся и детали ландшафта (камни, растения, скульптуры), которые необходимо (опять же, по его мнению) там разместить. И вот он срочно приглашает на объект архитектора. Иногда бывает допустимо и не вредно пойти навстречу таким исканиям владельца, а иногда такого рода вмешательство может серьезно исказить созданный образ. Справедливости ради должен сказать, что хороший архитектор всегда сумеет либо найти удачный компромисс, либо тактично и квалифицированно убедить владельца в неуместности преобразований.
Цели и задачи.
1. Функционально, психологически и документально перевести участок из статуса строящегося в статус готового к эксплуатации. Составить и подписать необходимые гарантийные обязательства в отношении выполненных работ, установленного оборудования и посаженных растений.
2. Снабдить владельца, его садовника или эксплуатирующую организацию всеми необходимыми для нормальной эксплуатации (и для действий в каких-либо особых условиях) инструкциями, описаниями, чертежами и схемами.
В заключение хочется дать и архитекторам, и заказчикам еще одну рекомендацию. Я часто ссылаюсь на мнение очень известных в истории ландшафтной архитектуры людей — Жака Делиля, Арнольда Эдуардовича Регеля и других старых мастеров ландшафтного дела. Очень советую коллегам и владельцам участков прочитать их труды. Они помогут избежать непониманий, сомнений и споров при создании ландшафта.
Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: Ландшафт. дизайн