Инфо        19 августа 2018        796         0

Ландшафтная соционика: выбери сад – и я скажу, кто ты

Версаль
Версаль(Иль-де-Франс, Франция. Сады занимают 900 га площади, регулярный планировочный прием, большая часть выполнена в классическом стиле регулярного французского парка, присутствует также французское барокко)
Заказчик: Людовик XIV, убежденный сторонник абсолютной монархии. Как сказал о «короле-солнце» французский социолог Сен-Симона: «Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него». Задача сада: показать, кто в доме (стране) хозяин. Однозначная демонстрация мощи своей политической власти, могущества.
Однажды, знакомя с величием Версаля некоего герцога Виванского, спросил его: «Помните ли вы, что на этом месте когда-то была мельница?» И получил ответ: «Да, сир! Здесь ее уже нет, но ветер остался…».
О, разве такого ответа ожидал от своего подданного тот, кто смог подчинить себе не только ветер, но и всю природу Версаля! Проектируя в своем воображении данный сад, король не учитывал ни особенности местного климата, ни силы притяжения земли. Болотистая местность? — Но ведь можно завезти грунт! Хочется, чтобы река струилась в небо? — Сделаем из реки фонтан! Каждый миллиметр из отведенных под сад 100 га должен был подчиняться, а не проявлять свой креатив.
В Версальском саду практически не цвели цветы. Зато на спускающихся уступами террасах росло множество декоративных деревьев, крона которых по велению Людовика XIV была заключена в идеальные геометрические формы: ромбы, шары, полусферы, кубы…
С мая до глубокой осени в кадках, украшающих Версаль, цвели и плодоносили фруктовые декоративные деревья: цитрусовые, манго, кофейное дерево и множество других.
Потенциальный заказчик сада, подобного Версалю, в современном мире Человек с сильным характером, волевой, четко понимающий и видящий цель, уверенно к ней идущий. Например, такой как Владимир Путин.

Сад Дороти Клайв
Сад Дороти Клайв(Стаффордшир, Англия. Английский сад, живописный, неформальный стиль, пейзажный планировочный прием)
Заказчик: полковник Герри Клайв, заботящийся о самочувствии своей больной жены Дороти.
Для военного человека слово «служение» — не пустой звук. А Герри был настоящим военным. А потому и за своей супругой, остро нуждающейся в его опеке, ухаживал самоотверженно, с полной отдачей.
Задача сада: создать особенный микроклимат для лечебных прогулок.
По предписанию врачей Дороти было полезно бывать на природе, поэтому любящий муж занялся расчисткой тропинки на каменном карьере над своим домом.
Со временем, прибегая к помощи ландшафтных архитекторов, Герри создал для жены прекраснейший Каменный сад с водоемом у основания, травяными бордюрами, посадками в средиземноморском стиле и садом Болота. А жемчужиной «природной живописи и графики» стало море из розовых рододендронов, которые благодаря особенному микроклимату благоухали и цвели здесь особенно вдохновенно.
У интенсивно розового цвета есть яркая особенность: он способствует женским капризам. Поэтому после прогулок по саду, укутанному рододендронами, Дороти могла вдруг начать топать ножкой и требовать удовлетворения кучи мелких прихотей.
Потенциальный заказчик подобного сада в современном мире Наверняка такой сад понравится молодым, активным, динамичным людям. Первое имя, которое приходит в голову — Пэрис Хилтон, светская львица вполне могла бы стать владелицей подобного сада. Прежде всего, потому, что гламурный розовый — ее любимый цвет. А в детстве она часто нарушала правила и за свои прогулы однажды была исключена из школы. Со временем она таки вернулась в нее, закончила и даже поступила в колледж, однако в скором времени была отчислена… После не раз попадала в полицию из-за вождения авто в нетрезвом состоянии. Такой бунтарке в обществе розовых рододендронов было бы очень комфортно.

Императорский дворцовый сад
Императорский дворцовый сад(Пекин, Китай. Классический императорский стиль XV века)
Заказчики: императоры династии Мин, привыкшие к привилегиям, недоступным обычным смертным. Только императоры имели право на желтый и пурпурный цвета. Только они могли позволить себе трехступенчатые террасы как надстройку над дворцом. И только императоры удостаивались чести быть окруженными самыми красивыми женщинами и природой.
Задача сада: стать укромным гнездышком для императора и его гарема. Этот миниатюрный сад был построен для уединения императора и его гарема, и его скрывали от посторонних глаз на протяжении 500 лет. Павильоны спроектированы таким образом, чтобы быть в гармонии со вселенной.
У гаремных жительниц своя, особенная философия. Для них важно быть красивой не для всего мира, а только для своего мужчины, который один и на всю жизнь. Для него гаремные женщины радовались, для него украшали себя цветами, для него танцевали и только лишь для него слагали белые, как лепестки у лотоса, стихи.
Императорский сад был для всего этого наиболее подходящим местом.
Поэтому для императорского сада характерна некоторая камерность и интимность, изысканная нежность и красота. Идеальностью изгибов прудов, ровных рядов деревьев и коллекцией окаменелостей, художественно расположенных между растениями и образовывающих живописные сценки, — всем этим императорский сад усиливал природную красоту своих добровольных заложниц.
Ведь по восточной традиции, чтобы придать лицу максимальную гармонию, женщинам следовало почаще созерцать природу — самое красивое, что только может быть в проявленном (то есть материальном) мире.
Потенциальные заказчики Императорского дворцового сада в современном мире Те, кто в природе черпает вдохновение и расслабляется. А еще — клиенты Пети Листермана.
Для справки: Листерман (или, как он сам себя называет, «Очкарик») специализируется на знакомстве олигархов с современными золушками (о его профессии Андрей Кончаловский даже снял фильм «Глянец»). Нынешним потенциальным невестам вполне подошел бы такой сад для релакса, богатый природный мир поможет снять стресс и сделает их еще красивее.

Маленькая Спарта
Маленькая Спарта(Южный Ланаркшир, Шотландия. «Философский» сад XX века)
Заказчик: поэт и художник Йэн Хэмилтон Финли.
Неспокойный, бунтующий, призывающий к социальной справедливости и войне с шотландской бюрократией. В 14 лет бросил школу, и это стало лишь одним из множества его протестов против тех или иных «несправедливостей».
Задача сада: война за мир. Посетив этот сад, вы словно попадаете в Древнюю Грецию или Рим. Красивейшие рощи и пруды (невзирая на свое декоративное происхождение, они похожи на исконно природный ландшафт) контрастно соседствуют с элементами военного пейзажа. Маленькая Спарта полна противоречий: между искусственным и естественным, природой и культурой. Этот сад — одновременно и гимн поэзии, и вызов природе. Прогуливаясь вдоль озер и холмов, можете встретить изображения гранат или танков. Повсюду – атмосфера непокорности, борьбы и волнения. И в то же время есть моменты романтики и даже идиллии. Природа + оппозиция = странный гармоничный союз.
Потенциальный заказчик Маленькой Спарты в современном мире Поэт или оппозиционер. Натура поэтическая либо бунтарская. И та и другая обычно остро воспринимает существующую несправедливость, настроена на борьбу с ней, на войну за мир. Как правило, такие люди идеалисты, их взгляд на жизнь не всегда совпадает с реалиями действительности.

Парк для наслаждения
Парк для наслаждения (Ибараки, Япония. Стиль сада для прогулок XIX века)
Заказчик: Токугава Нанаки (Токугава Нариаки), феодальный правитель Мито, девятый глава своего самурайского клана, ярый противник иностранного присутствия в Японии.
Задача сада: поделиться своим счастьем с простыми жителями Мито.
До Токугавы парки и сады, как правило, создавались по принципу «Посторонним в…*», ведь, помимо самих хозяев, права наслаждаться их красотами удостаивались лишь избранные — знатные и высокопоставленные гости-друзья. Но Токугава Нанаки Мито отважился на щедрейший жест: свое пейзажное творение он изначально задумал как общественное место для посещения его жителями земель Мито. Кедровые леса, бамбуковая роща, сотни вишен, ярко-розовые и красные азалии… Все это по приказу правителя было высажено, чтобы любой желающий (конечно же, если он японец, ведь для всех остальных правило: «Посторонним в…» все же действовало) мог созерцать концентрацию красоты. Особенное наслаждение посетителям парка дарили (и продолжают дарить сегодня) около 3000 сливовых деревьев всевозможных сортов. В конце февраля-начале марта своим цветением они привлекают массу людей, которые устраивают здесь пикники, отдыхают и читают пятистишья, вот одно из них:
Верно, той сливы цветы
Окраску свою подарили
Голосам соловьев.
Как нежно они звучат
На весеннем рассвете!
Потенциальный заказчик сада в современном мире Тот, кто неравнодушен к прекрасному и не жалеет денег на благотворительность. Цветущие сливы, подаренные народу – есть не что другое как публичная благотворительность.

*«Посторонним в…» — легендарная надпись на домике, в котором жил Пятачок (ранее это была надпись «Посторонним вход воспрещен», но часть букв была утрачена со временем).

Царское Село
Царское Село(Санкт-Петербург, Россия. Барокко и классицизм XVIII века, регулярный и пейзажный планировочные приемы)
Заказчики: несколько поколений российских императоров, начиная с Екатерины Алексеевны (супруги Петра I) и заканчивая последними царствующими Романовыми. Величественные, образованные, тонко чувствующие эстетику внешнего мира.
Задача сада: поначалу — для достойного императоров отдыха, со временем — еще и для поддержания ландшафтно-эстетических традиций царского рода.
Огромнейший ландшафтный комплекс создавался не за один день. Каждый последующий его хозяин привносил в композицию что-то свое. Сейчас на территории в 300 га растет целая вселенная зелени, где каждый фрагмент является результатом четкой планировки, созданной по замыслу того или иного российского монарха. Прогуливаясь вдоль зеленого царства, можно встретить как регулярные планировочные приемы, так и пейзажные. При этом все настолько гармонично, что кажется, будто эти сады разбивали не люди.
Если посмотреть на Царское Село с высоты птичьего полета, можно увидеть, как прекраснейшие по своей архитектуре дворцы окружены целой серией парков — Екатерининским, Александровским, Баболовским, Нижним, Фермским и Буферным, а также Лицейским садом и рощей.
Девиз «Дополняя, не разрушать» стал для ландшафтных дизайнеров Царского Села лейтмотивом.
Потенциальные заказчики Царского Села в современном мире Президенты Америки. За историю своего существования Белый дом становился резиденцией практически всех президентов США (за исключением, разве что, Джорджа Вашингтона). Каждый новый его «арендатор» так или иначе думал над тем, как по-своему изменить интерьер и экстерьер Белого дома. А, владея зеленой империей вроде Царского села, у них появилась бы реальная возможность добавлять в его ландшафтные композиции свои идеи. Главное только, чтобы новое создавалось не на пеньках старого…

Парк Андре Ситроен
Парк Андре Ситроен (Фото предоставлены ATOUT FRANCE, агентством по развитию туризма во Франции и Офисом по туризму и конгрессам Парижа)(Париж, Франция. Постмодернистский стиль, эклектика конца XX века)
Заказчики: парижане. Являясь сердцем Франции, Париж по праву обрел титул трендсеттера французского менталитета. Равно как и древним кельтам, современным парижанам свойственна тяга к приключениям и любовь к свободе. Девиз столичных французов: «Живи красиво! »
Задача парка: изначально — из промзоны создать зеленый оазис, позднее — сконцентрировать все самое красочное в одном месте, используя природу как парк для аттракционов.
Это современный городской парк, открытый в 1992 г. на месте бывшего завода. В преддверии его появления прошел конкурс на лучший проект парка в Париже. Достойных идей было столь много, что администрация приняла решение создать парк на основе концепций от двух различных авторских коллективов.
В саду есть два павильона теплиц — со Средиземноморским садом и апельсиновой рощей. Теплицы объединены спускающейся площадью, обрамленной посадками магнолий, которые подстрижены в виде колонн и по ночам освещаются огоньками.
Вдоль поднятых дорожек с маленькими павильонами в форме кубов находится так называемый сад Шести чувств. В путеводителях этот сад представляют как семь отдельных садов, каждый из которых наделен определенным цветом и посвящен определенному чувству: Голубой сад — обонянию, Зеленый — слуху, Оранжевый — осязанию, Красный — вкусу, Серебряный — зрению, а Золотой — шестому чувству.
В противовес этим цветным пространствам в парке Андре Ситроена есть обособленные ахроматические сады. В Черном, раскинувшемся на двух гектарах, доминирует хвоя и деревья с очень темной листвой. Весной же здесь цветут черные тюльпаны. А вот Белый сад, находящийся перед входом в парк, сконцентрировал в себе растения с белоснежными цветами.
Потенциальные заказчики Парка Андре Ситроен в современном мире Если бы сегодня создавался точный клон этого шедевра ландшафтного дизайна, то его заказчиком, пожалуй, мог бы стать эксцентричный художник из Дании Олафур Элиассон, придумывающий необычные инсталляции, которые рождаются в процессе экспериментов с цветом и природными феноменами. Природа парка вдохновляла бы Олафура на новые необычные арт-аттракционы.

Вилла Адриана
Вилла Адриана(Лацио, Италия. Римский стиль, регулярный планировочный прием)
Заказчик: император Адриан, умный и образованный. Поэт. Путешественник. Ценитель эстетического уединения. При этом отличался нестандартным характером и далеко не со всеми находил общий язык.
Задача сада: создать обитель ассоциативных воспоминаний о путешествиях, где, помимо вдохновения, можно было бы обеспечить для себя тотальное уединение даже от приближенных.
В этом городе-спутнике Рима императору вздумалось воссоздать все архитектурные красоты античного мира, а ландшафт должен был эту стилистику уточнять и обозначать. Именно отсюда, из своей уединенной виллы, император Адриан правил Римской империей на закате своей жизни. В состав виллы входило около 30 зданий, разбросанных по площади в 1 км2. Этим зданиям Адриан дал особенные названия — в честь тех городов империи, в которых он побывал.
Фраза о том, что природа виллы была собрана в единый сад, окажется неправдой. Скорее, это была последовательность из отличных друг от друга огороженных садов (причем каждый из них стал ярчайшим прототипом для последующих садов в стиле Ренессанс).
По приказу Адриана была выкопана долина и проложен, а затем богато украшен канал Канопус длиной 119 м с каменной фигурой крокодила, олицетворявшего собой часть Нила, а также с несколькими эффектными колоннадами. Гости Адриана любили пировать в ложах, расположенных вдоль этого канала. И император охотно составлял им компанию. Однако, будучи по своей природе интровертом, иногда правитель стремился к уединению. Поэтому архитектура виллы предусматривала такую возможность.
Вокруг виллы был выкопан ров. По приказу владельца имения деревянный мост, соединявший виллу и внешний мир, поднимали, оставляя Адриана внутри практически одного (разумеется, если не считать слуг). В подобном добровольном заточении император любил коротать послеобеденное время.
Потенциальные заказчики Виллы Адриана в современном мире Оскароносные актеры и поп-звезды. Знаменитости любят попадать под лавину вспышек от фотокамер. Но при этом одной из важнейших жизненных потребностей для них является возможность время от времени «поднимать мостик» и «исчезать».

Сады Бутчартов
Сады Бутчартов(Британская Колумбия, Канада. Стиль тематических садов XX века)
Заказчики: предприниматель Роберт Пим Бутчарт и его жена Дженни Бутчарт, переехавшие в город Виктория из Онтарио, чтобы заняться бизнесом. Когда ресурсы для производства цемента были исчерпаны, Дженни принялась украшать истощенный карьер. И это стало отправной точкой для семейного увлечения садоводством, длящегося уже более 100 лет.
Задача сада: преобразовать заброшенный карьер в цветущую местность, «наладить отношения» с истощенной природой.
Первые цветы в карьере были посеяны собственноручно самой Дженни. Постепенно, благодаря личному присмотру жены предпринимателя, заброшенный карьер превратился в прекраснейшее место и получил название «Затонувший Сад». Цветущие сады, пруды, фонтаны и водопады, журчащие ручьи, многочисленные смотровые площадки, павильоны и лужайки — все это разнообразие окунало в атмосферу благоухания и ярких красок. Восхищаясь инициативой своей жены и будучи большим ценителем природы, Роберт собрал для нового сада декоративных птиц со всех континентов. Уток поселил в «Водоеме Звезды», шумных павлинов — на главной лужайке, а попугаев — в главном доме. По указанию Роберта в садах были установлены скворечники, а также привезены голуби. Вернувшись из кругосветного путешествия, рядом со своим домом Бутчарты разбили Японский сад. Несколько позже на месте теннисного корта был создан Итальянский сад, а невероятной красоты Розарий (с более чем 2100 видами гибридной чайной розы и 400 грандифлорами и вьющимися розами) заменил большую часть огорода.
Потенциальные заказчики Садов Бутчартов в современном мире «Партия Зеленых», философию которой можно передать в следующем постулате: «Когда человек вмешивается в первозданность природы, он просто обязан вернуть ей сторицей свой долг».

Парк Хага
Парк Хага(Стокгольм, Швеция. Романтический пейзажный парк XVIII–XIX веков)
Заказчик: недавно вступивший в брак король Густав III. Спустя 11 лет после начала обустройства парка он будет убит.
Задача парка: создать иллюзию стопроцентной защищенности и романтики, увести короля от мыслей о шаткости его положения из-за извечной угрозы стать жертвой дворцовых интриг. Густав стремился воссоздать атмосферу, столь полюбившуюся ему в Дроттнингхольме. Так начал проектироваться ландшафт, напоминающий английский пейзажный парк в современном стиле, со множеством растений, романтическими рощами, живописными аллеями и извилистыми тропками. На одной территории архитектору Фредрику Магнасу Пиперу удалось совместить элементы, присущие не только английским паркам с их мягкими лужайками, темными лесистыми пространствами и полуоткрытыми лугами, но и итальянским и китайским садам с густой сетью вьющихся дорожек и величественными, королевскими деревьями. Попадешь в подобный парк — и кажется, будто ты — король, сбежавший от извечных проблем… Сейчас в парке Хага есть несколько мест, притягивающих взгляды современных туристов. Среди них не только лужайки и Медный шатер, но и Королевское кладбище, напоминающее о том, что все мы смертные, поэтому наслаждаться жизнью нужно каждый день…
Потенциальные заказчики Парка Хага в современном мире Каждый из нас.
Все мы знаем, что рано или поздно умрем, но многие пытаются отогнать эти мысли в самые дальние уголки подсознания. «Забывая» о временности земного существования, мы продолжаем мечтать и жить, улыбаться и радоваться, грешить и верить.

Автор: Татьяна Ларина, автор и ведущая тренингов по композиции и психологии цвета в ландшафтном дизайне и интерьере, имидж-дизайнер, эксперт по созданию персонального бренда
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

© 2018, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload