Инфо        24 мая 2017        672         0

Камень в ландшафтном дизайне,Самые прочные и твердые породы,

Сеанс каменной магии с разоблачением
Камень — представитель одной из четырех природных стихий — неизменно присутствует во всей истории садоустройства, и во всех стилях сада. Но не всегда отношение человека к этому материалу было однозначно позитивным. Изначально этот дар природы воспринимался как материал двуликий и непредсказуемый. С одной стороны — он полезен и красив, а с другой — мстителен за малейший строительный промах и бесталанность. Не так положишь — рискуешь оказаться под обломками или споткнуться в темноте; не то изваяешь — не придумаешь, как избавиться. Недаром камень считался вместилищем магических сил, заключенных в материальной оболочке, символом связи двух пространств. Могильный камень служил “постовым” на границе земного и подземного миров; межевой охранял частные владения; философский превращал простые вещества в сложные; а из-под “бел-горюч камня” текла живая вода, исцелявшая всех страждущих. “В мраморе дремлют боги” — утверждали древние греки, создавая из этого материала непревзойденные шедевры архитектуры и скульптуры. Но в античных садах камень по-прежнему окружался мистическим ореолом. Здесь возводили тенистые гроты для приюта нимф и дриад, а также столовые — “диеты”, представлявшие собой мраморные портики, увитые виноградом, где, разумеется, незримо присутствовал Бахус. Древние римляне усовершенствовали и приспособили “каменный дизайн” к своим непомерно разросшимся запросам: аллеи при виллах щедро посыпались мраморной крошкой, на склонах устраивали широкие террасы, по которым струилась прохладная вода, в тени больших олив устанавливали каменные ложи для отдыха. Скульптуры, фонтаны, бассейны и знаменитые термы, первейшая принадлежность патриция, — все это ваялось и строилось из мрамора, порфира, лазурита и других ценных пород. Камень господствовал в античном саду, а живая растительность служила ему всего лишь выигрышным фоном. К тому же римляне первыми придумали подстригать кроны деревьев и кустарников в виде геометрических объемов. Это был завершающий этап в обуздании природных стихий; мистический страх уступил место торжествующему разуму.

Запад – Восток
Продолжением этой идеи стали дворцово-парковые ансамбли эпохи барокко. Обширные, геометрически расчерченные пространства требовали однородных покрытий и объемных акцентов. Гравий сплошным ковром устилал дорожки и площадки, включался в композицию орнаментальных цветников, декорировал приствольные круги. Из гравийной отсыпки вполне органично “вырастали” аллегорические мраморные фигуры, садовые вазы на высоких постаментах, приподнятые клумбы и борта водоемов, облицованные разным песчаником. Все величие регулярных садов можно было оценить с верхней обзорной точки — это был балкон дворца, откуда владелец любовался природой, упорядоченной и закованной в каменные одежды. Пейзажный стиль, сложившийся в Англии к концу ХVIII века провозгласил “возврат к природе”, отвергая всякую нарочитость в ландшафтных композициях.
Приоритет получили живые, не тронутые вмешательством человека формы. Стали цениться крупные и состаренные временем камни, словно обладавшие символическим звучанием. Их устанавливали на вершине холма рядом со старым деревом или на открытой лужайке. Возродились античные гроты, в которых прятались каменные фонтанчики или скульптуры; стали модны всевозможные “руины” и обломки, наводившие на меланхолические размышления.

На смену прямым гравийным дорожкам, характерным для регулярного стиля, пришли извилистые, выложенные из дикого камня, а садовую мраморную скульптуру непременно “состаривали”, специально поливая их кислым молоком для появления живописных серо-зеленых пятен. Истоки пейзажного стиля — в дальневосточной эстетике с ее религиозно-философским отношением к явлениям природы, в том числе и камню. Как существо одухотворенное, камень в китайских, а особенно, в японских садах участвовал не столько в организации и дизайне ландшафта, сколько в наполнении его смыслом. Группы камней и отдельно стоящие валуны сообщали посвященному определенную информацию, превращая пейзаж в развернутый емкий текст. Остальные каменные аксессуары оформления — садовые фонари, скамейки, чаши для воды, а также дорожки — выполняли, прежде всего, утилитарную функцию и отличались минимальным вмешательством человека; их подчеркнуто грубые, необработанные формы символизировали преклонение мастера перед совершенством природного материала. Человек невольно обращал внимание на каждый камень и мог оценить его фактуру, оттенок, необычную конфигурацию.

В плену у вечности
Для современных стилей оформления ландшафтов по-прежнему актуален природный камень: ведь, по сравнению даже с самыми эффектными искусственными заменителями, он наиболее созвучен живой растительности и водным устройствам. Деревенский стиль “кантри”, отдавая предпочтение кирпичу и терракоте, охотно использует мягкие породы теплых оттенков — песчаник, известняк или талькохлорит (так называемый “мыльный камень”). Минимализм ценит эстетику одиноко стоящего валуна-скульптуры и однородные по цвету площадки, засыпанные мелкой каменной крошкой. Хай-теку созвучны темные, почти черные дорожные покрытия из дробленого сланца; серо-голубые гранитные с фактурой “скалы”, которые эффектно выглядят рядом с металлическими и стеклянными конструкциями. Но каким бы стилям не соответствовала та или иная порода камня, при ее выборе, прежде всего, следует учитывать физико-механические свойства материала: прочностные характеристики, объемный вес, водопоглощение, морозостойкость. Ведь тот же мрамор, украшавший некогда сады Адриатики, совсем не расположен к нашим морозам, да и гранитные плиты мало подходят для мощения — и дорого, и слишком официозно, и поскользнуться в сырую погоду можно.

Самые прочные
Самые прочные и твердые породы — граниты, сиениты, лабрадориты, габбро — образованы из застывшей магмы. Если цветной мрамор или известняк начинают обнаруживать первые признаки разрушения через 25–75 лет после начала использования, то лучшие сорта мелкозернистого гранита — более чем через 500 лет. Впечатляет прочность этих материалов на сжатие — в среднем 100–300 МПа (у кирпича наибольшая — 150). А, будучи полностью погруженными в воду, они спокойно выдерживают до 200 циклов попеременного замораживания и оттаивания (кирпич — только 15). Износ составляет менее 0,12 мм в год при условии, что за это время на поверхности, вымощенной из магматической породы, пройдет миллион человек. Гранит — самый разнообразный по оттенкам: российские залежи богаты белыми, серыми, розовыми и красно-коричневыми сортами; украинские — в основном серыми и красными. Италия поставляет широчайшую градацию серых оттенков; Испания — необычные оттенки зеленого и розового; Китай — желтоватый, темно-зеленый и черный сорта гранита. Цвет и фактуру гранита лучше всего проявляет полированная лицевая поверхность, но использовать такой материал для мощения не рекомендуется — полированная поверхность становится очень скользкой при попадании на нее воды. Как правило, “зеркальный” гранит применяют лишь для облицовки фасада.

Для дорожек и площадок рекомендуется гранит с термообработанной или бучардированной лицевой поверхностью. В первом случае шероховатость образуется в результате воздействия на камень высокотемпературной газовой струи; во втором — от ударов твердосплавной бучардой появляется точечная фактура. Еще один вариант для дорожных покрытий — колотая гранитная брусчатка. Такие кубики с размером сторон в 5 или 10 см прекрасно смотрятся в небольших садах и в мощении внутренних прямоугольных двориков-патио. Гранитный валун, сглаженный ветром и водой, или же специально обработанный, может служить композиционным центром сада или альпийской горки. Однако создавать каменный сад исключительно из гранита не стоит; некоторые растения плохо выносят подобное соседство, поскольку материал обладает способностью закислять грунт.

Гранитная крошка — классический и вполне доступный материал для дорожных покрытий и орнаментальных партерных цветников. Причем, ограничиться только одноцветным материалом, значит, не использовать его декоративные возможности. С помощью оттенков гранита можно создавать различные рисунки с плавными контурами, которые сформируют эффект движения и сделают пространство более динамичным. Для оформления приствольных кругов лучше выбрать гранитную крошку средних фракций — тогда помимо декоративной, материал будет выполнять еще и защитную функцию мульчи, “одеяла” для корневой системы растений.

Венера в кустах
Мрамор, относящийся к метаморфическим горным породам, измененным под воздействием высоких температур и давления, при всей красоте, увы, не отличается высокой прочностью. Главные достоинства его — высокая декоративность, способность отражать свет и легкость в обработке. Именно из мрамора часто создают садовые скульптуры и крупные цветочные вазы. Однако без защиты от осадков (хотя бы в виде навеса) и зимнего укутывания пленкой от морозов подобные шедевры в саду будут быстро разрушаться. В ландшафтном дизайне часто используется мраморная крошка. Благодаря своей светлой окраске эта засыпка незаменима в маленьких садах, помогая иллюзорно увеличить пространство. Но следует помнить, что натуральная мраморная крошка обычно быстро желтеет и пачкается, поэтому приобретать лучше окрашенную специальными химически нейтральными пигментами, что значительно увеличивает срок ее службы. Материалы из этой группы пород (а кроме мрамора в нее входят сланцы, кварциты, мраморизированные известняки) хороши при оформлении альпинария. Для наружной отделки фасадов прекрасно подходит кварцевый сланец. Он не чувствителен к температурным перепадам, не выцветает на солнце и причудливо меняет свой цвет под воздействием влаги. Его расцветка включает не только глубокие серые светло-голубые и золотистые оттенки, но и окраску, напоминающую тигровую шкуру. Суперэлегантно выглядит темное покрытие дорожек и площадок из дробленого сланца, особенно в сочетании с белой мраморной крошкой.

Ставка на естественность
Особой популярностью в ландшафтном дизайне пользуются песчаники и известняки, которые относятся к осадочным породам. Песчаник — мелкопористая воздухопроницаемая порода, содержащая в своем составе кварц, кремнезем, карбонат и железные руды. Последние придают камню привлекательную и разнообразную окраску от белой до красной, коричневой, серой и даже сине-зеленой. Песчаник по многим параметрам уступает мрамору и граниту, особенно по истираемости и водополглощению (самые недолговечные — глинистые песчаники). Но по морозостойкости (выдерживают 150 циклов и более) он превосходит некоторые виды цветных мраморов. Структура камня зернистая, а текстура может быть однородной, слоистой, полосчатой, пятнистой, что необыкновенно расширяет декоративные возможности материала. К тому же песчаник — недорогой строительный материал: для его добычи не нужно рыть карьер и применять сложную технику, так как камень образует залежи прямо на поверхности земли.

При облицовке зданий, оград и подпорных стенок песчаник, как правило, укладывают не ровными рядами, а свободно, подгоняя камни друг к другу и оставляя нарочито крупные швы. В кладке используют как крупные плиты, так и мелкие куски, поэтому у песчаника нет равных по экономичности. И чем менее правильным получается рисунок кладки, тем интереснее выглядит облицовка. Песчаник, в отличие от мрамора, не подвергают предварительной обработке. Его главная привлекательность — в естественности. Некоторые разновидности камня по фактуре напоминают чешую (их еще называют “драконами”). Группа “чешуйчатых” отличается богатой цветовой гаммой, которая варьируется от иссиня-черного со светло-серыми вставками до кофейно-молочного с красноватыми вкраплениями. А песчаник под названием “Фонтанка” можно отличить по выпуклому “хребту”, проходящему через плашки. Эта особенность фактуры камня часто используется при облицовке. Песчаники – “дикари”, обладающие более грубой и более рельефной фактурой, применяют в основном для устройства подпорных стенок; особенно эффектной выглядит поверхность, в которой каждый последующий слой камня уложен со сдвигом внутрь, что позволяет продемонстрировать красоту фактуры. Песчаник-плитняк с гладкой поверхностью. Он прекрасно подходит для мощения. Только следует учитывать, что если поверхность будет подвергаться высокой нагрузке, лучше укладывать камни на бетонное основание, армированное дорожной сеткой. Для строительства узких садовых дорожек и патио можно устраивать мощение на щебеночно-песчаной подушке.

В садах пейзажного и японского стилей гармонично смотрится дорожка из камней, уложенных с небольшими промежутками; пробивающаяся между ними трава придает мощению естественность и особую романтику старого сада. Близкие родственники песчаников — известняки, но они отличаются от своих собратьев еще большей рельефностью и легкостью. Известняк называют “белым камнем” вполне оправдано: в его составе преобладают кальциты, придающие ему светлые тона. Структура встречается самая разная: зернистокристаллическая, ракушечниковая, брекчиевая, а текстура может быть однородно-массивной, слоистой, полосчатой, пористой и пятнистой.

Несмотря на высокие декоративные качества и податливость в обработке, при насыщении водой известняк постепенно теряет прочность и к тому же подвержен воздействию кислотных дождей. Поэтому при наружном использовании камень требует обработки специальными гидрофобизирующими составами. В современном строительстве применяют как камень-“дикарь”, так и пиленую плитку. Известняк пригоден для строительства подпорных и декоративных стенок, украшенных резьбой и для устройства альпинариев. В последнем случае камень-плитняк укладывают послойно, а валуны неправильной, “дикой” формы размещают поодиночке или группами, углубляя в почву более тяжелую сторону. Только следует учитывать, что материал не подходит для растений, не переносящих известковую почву. Для дорожек этот камень лучше не использовать, так как он подвержен истираемости и коррозии.

Мечта мариниста
Большие возможности в ландшафтном дизайне у галечника, который используется в самых разнообразных “ипостасях” — это и оформление садовых водоемов, и устройство дорожек, и формирование сухих ручьев в японском стиле, и мульчирование растений, чувствительных к сырости. Галька — окатанные морскими волнами или речной водой мелкие обломки горных пород. Эти гладкие красивые камешки обладают богатейшей текстурно-цветовой гаммой и могут с успехом имитировать “горную осыпь”, “морское дно”, “песчаный берег”. Различают морскую, речную и озерную гальку. Свежую морскую перед фасовкой специально выдерживают на открытых площадках под дождем или промывают чистой водой. Это необходимо, чтобы материал отдал в избытке содержащиеся соли, которые неблагоприятно действуют на почву и растительность. Особенно важна такая процедура в отношении галечника, приобретенного по случаю и неизвестного происхождения (добросовестные продавцы обязательно предъявят покупателю сертификаты или данные собственных лабораторных исследований образцов партии). Речная и озерная галька не содержит солей в таком количестве, как морская.

Материал имеет длительный срок службы, практически не нуждается в уходе, стоек к воздействию окружающей среды.
Особенно хорош галечник в оформлении альпийских горок (он нейтрален в отношении кислотности), на цветочных клумбах и рабатках между многолетниками. Правда, со временем сквозь галечное покрытие могут прорастать сорняки, которые неудобно удалять. Но этой проблемы несложно избежать, если землю под засыпкой покрыть пленкой или геотекстилем. Привлекательно выглядят и “пестрые” дорожки из этого материала, особенно, когда они блестят и переливаются всевозможными оттенками после дождя. Однако по сравнению с гравием галечник из-за своей округлой формы не отличается хорошим сцеплением между частицами, поэтому толщина покрытия из него не должна превышать 5 см, иначе по поверхности будет неудобно ходить.

Без гальки не обойтись при создании садового водоема или ручья. Мелкими окатышами укрепляются берега, а заодно и маскируются края пленки, которой выстилается дно. Если расширить площадь выложенного галькой берега до ближайшего цветника, то пруд с прилегающими посадками будет восприниматься как единое целое. Дополнительные акценты расставят круглые камни и валуны — единичные экземпляры или объединенные в небольшие группы (в этом случае целесообразно использовать породы с малым водопоглощением—граниты, кварциты, базальты).
Для оформления “сухого ручья” в японском стиле подойдет серый галечник, меняющий свой цвет во время дождя или под ярким солнцем, а также белые и голубоватые кварциты — они создадут своей прозрачностью и блеском эффект живой воды.

Паримся с удовольствием
К существованию под открытым небом, а также в таких экстремальных условиях, как баня, прекрасно приспособлен мыльный камень (еще его называют “восковым”, “печным” и “жировиком”). Научное название минерала — талькохлорид (40–50% его состава — тальк), а самые крупные его месторождения находятся в Финляндии. Этот камень обладает высокими теплоаккумулирующими свойствами, поэтому идеально подходит для оборудования полов и каменок в сауне. Кстати, пол в парилке, необдуманно замощенный известняком, превратит оздоровительную процедуру в “отравительную”, поскольку под воздействием высокой температуры “белый камень” активно выделяет ядовитый хлор. Изделия же из мыльного камня устойчивы к воздействию не только температуры и воды, но также кислот и щелочей. Поэтому материал хорош для изготовления функционально-декоративных элементов сада: столов, скамеек, фонтанов и цветочниц. Цвет камня обычно белый или серый, но также встречаются разновидности, окрашенные в зеленоватые и песочные тона.

Зона особого внимания
Прежде устройства дорожки или оформления участка из камня, следует учесть, что:

  • У садовых дорожек с мягким покрытием из гравия или гальки—масса достоинств, но верхний слой такого покрытия нужно будет постоянно досыпать и разравнивать, да и светские вечеринки придется устраивать в доме — элегантные туфли на высоких каблуках и мелкие камешки — не совместимы. Чтобы тропинки с мягким покрытием не “расползались” по всему участку, и мощение в целом обрело завершенность, дорожки, площадки и цветники с засыпкой ограничивают бордюром из натурального камня средних размеров.
  • Если пунктирная дорожка из плитняка проходит по газону, нужно предусмотреть, чтобы ее поверхность не поднималась выше уровня почвы, иначе это затруднит работу газонокосилки. Такие тропинки — идеальный вариант для редко посещаемых уголков сада, куда можно добраться, не повреждая траву и цветники.
  • Большое количество “перехрестков” актуально лишь в классическом парке “а-ля Версаль”. Оптимальный вариант для средних по площади участков (10–30 соток), оформленных в пейзажном или смешанном стиле — замкнутая круговая дорога с ответвлениями. В этом случае хорошо, когда облицовка цоколя или стен ограды совпадают с материалом мощения основного “кольца”.
  • Особое очарование саду всегда придают декоративные украшения из природного камня. На открытой лужайке можно установить солнечные часы на фигурном постаменте. Античный бюст или каменную вазу интереснее “спрятать” в живописном миксбордере, нежели на перекрестке садовых дорожек или на газоне. Романтическое настроение ландшафта усилят “лесные нимфы” или крылатый Амур, увитые плетистыми розами. Рокарий с выступающими из земли капителями колонн превратится в “руины” греческого храма; искусственно состаренный камень здесь более уместен, чем новый, тщательно обработанный, без налета благородной “патины”. А в “диком” саду естественность пейзажа подчеркнет крупный валун-“патриарх”.
  • Работа с природным камнем сложна: мастер должен обладать не только опытом укладки, но и вкусом. Нужно умело подобрать узор из камней, используя определенное количество алмазных дисков для подрезки сторон, а, кроме того, равномерно закрепить в растворе неоднородный по толщине материал. Заделка швов также требует неторопливости и аккуратности; даже самые красивые камни потеряют свое очарование в окружении неряшливых швов и с неправильно подобранным цветом затирки. Именно поэтому работа квалифицированного мастера по укладке природного камня довольно высоко оценивается.
  • Для защиты природного камня от неблагоприятных факторов внешней среды и влаги используют специальные пропитки и составы. Некоторые из них создают эффект “мокрой” поверхности, что нужно учесть при выборе окраски породы. Так, желтые, красные, голубовато-зеленые камни после обработки станут ярче, а серые, оливковые, коричневые оттенки потемнеют.
  • Помимо натуральной гальки в ландшафтном дизайне часто используются искусственно “окатанный” материал — т. н. галтовка. Обломки мрамора, гранита, песчаника, известняка, серпентинита сглаживают и закругляют специальными механизмами. Галтовки различаются по фактуре, цвету, размеру и качеству обработки. Но их общей чертой является однородность, выравненность для элементов одной серии по всем этим характеристикам. Галтованный материал менее гигроскопичен, чем морская или речная галька, поэтому подходит не для всех растений.

Автор: Алла Бычкова
Источник: Украинский Строительный Каталог (Секреты успешной стройки)

© 2017, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload