Планирование и проектирование сада своими руками
Любое художественное произведение, в том числе изящно исполненный сад, парк или приусадебный участок, может состояться благодаря удачному, грамотному и вдохновенному проекту. Сегодня он может иметь весьма разнообразные объемы, составы и структуры. Но зависит как минимум от пяти факторов:
1. Величина участка.
2. Сложность рельефа.
3. Масштабы и сложности ставящихся художественных и строительных задач.
4. От того, кто именно будет реализовать проект — сам проектант или какой-то другой подрядчик.
5. От характера взаимоотношений автора и заказчика.
Планиррование сада
Одни домовладельцы в поисках своего сада всецело полагаются на архитектора. Другие требуют изготовления максимально детального проекта в полном объеме. Позиция вторых вызывает уважение и мобилизует. Позиция первых радует доверием и дарит вдохновение и творческий энтузиазм. В любом случае не стоит забывать, что начало и окончание работ — два очень не похожих друг на друга этапа творчества ландшафтника. Его творческая удача является достойным венцом взаимоотношений с заказчиком и участком. А красивая, рациональная, соответствующая поставленным задачам работа получается тогда, когда она грамотно и тщательно подготовлена.
Некоторые из частей проекта необходимы только для ландшафтников или специалистов, работающих на ландшафте, например, специалистов по автоматическому поливу, и малоинтересны для заказчика. Некоторые же, напротив, чрезвычайно интересны всем, а в первую очередь именно заказчику. Минимальный набор документов для будущего садовладельца состоит из генплана (часто совмещенного с дендропланом), нескольких эскизов и сметы.
Эскиз, проект, варианты визуализаций проектирование сада
Классическое определение понятия эскиз — это (от франц. esquisse) предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения (изделия) или отдельной его части. Ознакомившись с аналогами и уяснив свой вариант изделия, можно делать первые приближенные эскизы внешнего вида изделия с целью добиться в дальнейшем наиболее совершенной внешней формы и художественного облика. На сбор информации и эскизирование уходит до тридцати процентов рабочего времени. На этом этапе решаются все основные вопросы: форма, цвет, масштабность, пропорции, функциональность, образность и т. д.»
Ознакомление с аналогами — немаловажная часть творчества ландшафтника вообще. Вот что писал об этом выдающийся садостроитель прошлого Арнольд Рейгель: «Садостроителю ближе всего необходимо ознакомиться с прошлым садового искусства, т. е. с историей его развития и с главными фазисами его бытия…. Копии не только полезны, а прямо таки необходимы, как художнику изучение антиков; но повторять их в действительности отнюдь не следует, как бы изящны они ни были: художник, прежде всего, должен быть самостоятельным, и специально в садовом деле может и должен копировать только одного мастера, наивысшего из всех — живую природу. Но и ей он отнюдь не должен рабски подражать. Он должен применить к саду те же начала, которыми руководствуется ландшафтная живопись, т. е. изыскивать в природе наиболее художественные мотивы и по возможности пользоваться природным материалом». Заданная образность эскиза совершенно очевидна. Эскиз есть закрепленные на бумаге образы строящегося сада, которые автор проекта желает заранее продемонстрировать заказчику.
Язык эскиза — наиболее убедительный и доступный всем язык, на котором автор может доказать свою художественную правоту и красоту того, что он собирается воплотить в материале, а для начала убедить заказчика в состоятельности собственных художественных замыслов. Одних только планов для этого недостаточно — необходим взгляд изнутри. Конечно, если ландшафтник готовит эскизы для себя и своих рабочих, он может ограничиться более или менее выразительными набросками от руки. Но большая часть наших нынешних заказчиков — образованные, много повидавшие, не чуждые эстетизма люди. И тут не обойтись без хороших «крепких» полноцветных, профессионально исполненных рисунков. Кстати, и планы следует, на мой взгляд, выполнять красиво. Это дисциплинирует рабочих, способствует пониманию ими того, что они – участники процесса создания красоты. Высокий художественный уровень исполнения элементов проекта, кроме всего прочего, уверенно работает на укрепление реноме ландшафтного архитектора и вселяет спокойствие в душу заказчика на весь период проведения работ.
О визуализации проекта сада
Все выше сказанное ставит перед ландшафтником (а иногда и теми, кто самостоятельно решил создать проект своего сада) некоторое количество проблем технических. В частности, как визуализировать проект? Я позволю себе ссылаться на собственный опыт.
1. Проект можно нарисовать от руки — карандашом, красками, фломастером. Примерный набросок идеи может сделать любой человек, даже не имеющий художественного образования.
2. Создать проект, используя достижения современной компьютерной техники. Они дают возможность, не умеющим рисовать более или менее выразительно изображать свои художественные замыслы, а преуспевшим в рисовании – качественно и количественно расширить свои изобразительные возможности, значительно улучшить качество «подачи» проекта и значительно сэкономить время. Для этого можно обратиться к целому сонму компьютерных программ для ландшафтного и не только ландшафтного проектирования с 3D преобразованиями и так далее. Я выбрал для себя Photoshop. Эта компьютерная программа для меня оказалась удобным, богатым, интуитивным и очень доступным инструментом для создания живописных эскизов и чертежей. С помощью этой программы возможно импортировать и воспринимать подавляющее большинство изображений в различных растровых и векторных форматах; редактировать фотографии (регулировать свет и тень, яркость и контраст, изменять колорит в целом, корректировать отдельные цвета, создавать тени внешние и внутренние, заливать цветом или узором, создавать рельефы и так далее); убирать из изображения лишние предметы или помещать на него новые; выделять, вырезать, клонировать отдельные фрагменты, изменять, трансформировать их линейные размеры и ориентацию в пространстве и перспективе; создавать многослойные изображения, регулировать прозрачность и взаимное расположение слоев; создавать разнообразные световые и цветовые варианты смешивания слоев изображения; с помощью векторных инструментов рисования изображать какие угодно линии и фигуры и технично изображать планы; преобразовывать векторные рисунки в растровые, смешивать векторные с растровыми; текстурировать изображения, создавать изображения в любых графических и живописных техниках. И, что очень важно и интересно, – посмотреть будущий сад в трехмерном отображении.
Главные этапы создания сада своими руками
Сначала на участке определяются места, где будут располагаться самые важные (или красивые) ландшафтообразующие элементы или композиции, которые потом фотографируются. В компьютерной программе фотографии «очищаются» от лишнего. Затем в работу подключается библиотека растений и камней (ее можно сделать самому или взять из других программ или интернета), на имеющемся фоне создаются композиции. Элементы и композиция в целом корректируются в соответствии с законами перспективы, наносятся тени. Когда все это сделано, слои объединяются и, с помощью фильтра или группы фильтров, полученное изображение преобразуется в рисунок какой-либо техники графики или живописи. Таким образом, свое видение будущего сада может создать как специалист, так и садовладелец. Правда, кроме владения компьютером все же необходимо еще знание нескольких законов перспективы и композиции и наличие хорошего художественного вкуса.
Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн