Мы живем в мире символов.
Ландшафт есть нечто, что человек осмысляет, конструирует и изобретает заново.
Садовое искусство, или садово-парковая архитектура, использует природные элементы (камни, все виды растений, воду, грунт, само небо) и искусственные (здания и другие постройки).
Природное окружение человека отражается в искусстве как посредством воспроизведения природного ландшафта в живописи, рисунке, гравюре, фреске, мозаике или гобелене, так и путем прямого его преобразования – прежде всего в садах и парках.
Три парка – Хэллиган, Стоу и Парк Космических Размышлений, – результаты преобразования природного мира, базирующегося на переосмыслении человеком себя, своего места в этом мире, окружающей среды, а также опыта пришлого. В этих загадочных и мистичных парках мы можем увидеть, как человек выразил собственное положение в окружающем мире посредством особого языка – садового искусства. Итак было во все времена. Для примера обратимся к символам и знаками садов – как мифологических, так и прошлых веков разных народов.
Сад – это образ рая: библейский Эдем.
Сад в фольклоре предстает как источник чудесных плодов (молодильных яблок и т. п.) – налицо символика плодородия и изобилия. В древнеримской мифологии богиней цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы считалась Венера. Позже ее назвали богиней любви и красоты.
На протяжении веков у народов разных стран через предметы и объекты сад воплощает попытку человека выразить собственное положение в окружающем мире посредством особого языка – садового искусства.
Изображения, созданные в Древнем Египте или в Риме классической эпохи, предоставляют возможность увидеть, что являли собой сады, основанные этими цивилизациями. На некоторых древнейших персидских коврах сады изображены словно с высоты птичьего полета, хотя цветы и деревья представлены при этом фронтально.
В Египте сохранились древнейшие из известных изображений садов: оазисы, созданные вокруг бассейнов с водой внутри храмовых оград. Их происхождение от сельскохозяйственных плантаций никогда не скрывалось, при этом сады украшали статуи, плодовые деревья и цветы, которым придавалось символическое значение. Сады объединяли сокровища растительного мира с другими богатствами – водоемами и скульптурами. Римские фрески с изображением дикой природы или садов пространственно словно раскрывали небольшие помещения наружу, одновременно наделяя культурную среду помещения несколько сверхъестественным переживанием первичного природного мира. Насквозь пронизан символами японский сад. Так, например, сад камней символизирует бесконечную, непознанную Вселенную. Это определило строгие канонические законы его построения. Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Так, небольшой камень может стать холмом. А в тяжелом, старом, большом камне японец увидит гору, ощутит стабильность и защищенность. Тропинки символизируют здесь путешествие по жизни. Плоские камни дорожек – символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада. Водопад – символ начала человеческой жизни. Поток воды – река жизни. Сама вода – символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания.
Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Стране восходящего солнца. Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Чрезвычайно распространено изображение льва.
Если лев один – это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой им территории. Если пара львов – символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье, по глубокому убеждению японцев, возможно только в паре.
Лес, растения, пожалуй, одни из самых сложных символов во всех садах. На протяжении всей человеческой истории лес отождествлялся с местом таинственным, могучим. Леса боялись и в то же время восхищались им. Своеобразна и знаковость растений. В частности, имеет свою символику мох, так любимый японцами. Присутствующие в японских садах лужайки и обширные куртины из мха символизируют надежность, материнскую любовь, покровительство и защиту. Сосна – символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Плакучая ива воплощает стыдливость, чистоту, смирение.
Удивительно символичен в садах лабиринт из растений. С одной стороны, он олицетворяет хаос мира дикой природы, где легко заблудиться. Но поскольку из лабиринта всегда есть выход, он символизирует и надежду. Пергола воплощает собой путь сквозь чащобу, а кроме того, дает понять, что природа вокруг изучена, приручена и служит человеку.
Руины, столь популярные в парках XVIII в., символизировали бездну исторического времени и его разрушительную силу, смягченную жизненной силой самого парка. Несет определенную смысловую нагрузку планировка сада. Жесткая, геометрически правильная (что особенно характерно для регулярных садов Франции) отражает стремление человека – хозяина такого сада – под-чинить себе мир. В то время как пейзажный английский парк демонстрирует свободолюбивый характер его владельца…
… В Хэллиган, Стоу, Парке Космических Размышлений, наряду с загадочностью есть и свобода и подчинение, и преодоление препятствий, и разгадка тайн, и красота, дающая наслаждение…
Загадка Хэллиган, или самый мистический сад Британии
«Невероятно, загадочно, словно какой-то затерянный мир!» – так говорят о cадах Хэллиган, самых популярных ботанических садах Великобритании. Расположены они в графстве Корнуолл, на юго-западе страны, на территории парковой зоны, входившей в состав поместья, которое более 400 лет принадлежало аристократическому роду Тремейнов.
О загадочности садов говорит само название – Lost Gardens of Heligan, что переводится как «Потерянные сады Хэллиган». К тому же они действительно были потеряны для мира в течение долгих 70 лет – с начала Первой мировой войны и вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Но обо всем по порядку.
История развития садов продолжалась с середины XVIII и до ХХ века. В тот период Англия достигла пика своего экономического развития. Тогда же в стране возникла мода на декоративное оформление садовых и парковых участков. Путешественники привозили в Англию не только новые впечатления, знания, но и редкие образцы мировой флоры и фауны. С учетом свежих веяний и появившихся возможностей сад Тремейнов был оформлен в соответствии с канонами модного направления в дизайне – так называемого «гарденеска»: разбит на зоны с разным дизайнерским оформлением и наполнен удивительными фигурами. Каждый из участков выполнял свою собственную функциональную роль: был и парк для прогулки, и сад для выращивания овощей, и тропические джунгли с экзотическими деревьями.
Первая мировая война буквально вырвала из Хэллигана его садовников, да и владельцам стало не до растений и ландшафтного дизайна. В начале прошлого века дом с прилегающей территорией был официально принят в ведомство военного министерства и использовался в качестве санатория. Без соответствующего ухода сады стали быстро зарастать. К жизни их вернул один из энтузиастов старого паркового искусства Тим Смит.
Сегодня, как и прежде, Хэллиган представляет собой разнообразные участки, состоящие из чередующихся зон. Здесь приятно гулять по извилистым тропинкам, ведущим к романтичным гротам, обвитым плющом и поросшим толстым слоем многовекового мха. Сады славятся Затерянной долиной, Итальянским садом, волшебными композициями из скал и камней, чудесной коллекцией древних рододендронов и огромных камелий, озерами, которые питаются с помощью 100-летнего плунжерного насоса, цветочными и плодородными овощными садами, а также потрясающей дикой зоной с первобытными древовидными папоротниками «Джунгли». Находясь здесь, поражаешься и восхищаешься густотой и буйством разросшейся растительности, ощущаешь себя на самом краю Земли.
Но самое удивительное в Хэллигане – это скульптуры, которые уже несколько десятков лет неразрывно связаны с понятием затерянных садов. Это каменные изваяния, представляющие удивительную композицию из мертвого минерала и живых растений – «Спящая девушка» и «Голова гиганта». Скульптуры придают садам Хэллиган мистические черты.
Знаки Стоу, или символичный английский ландшафтный парк
Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) расположен в Англии, неподалеку от городка Бакингем, Букингемшир. Этот уникальный садово-парковый ансамбль площадью 101,2 га прославился на весь мир своими символами.
Изначально на этом месте было овцеводческое поместье, а спустя какое-то время раскинулся красивейший парк.
Стоу cтал местом приложения сил всего «пейзажного движения» 1710–1740 годов. Его владелец – Ричард Темпл, виконт Кобэм, был не только военачальником, но и парламентарием, убежденным вигом, масоном и членом клуба Кит-Кэт. В круг его светских знакомств входили такие известные личности, как архитектор и драматург Джон Ванбру, поэт Александр Поуп, теоретик искусства Джозеф Аддисон, лорд Берлингтон и человек, сыгравший, пожалуй, самую важную роль в судьбе ансамбля парка – знаменитый «садовый художник» Кент. Именно они произвели пейзажную революцию в этой отдельно взятой английской усадьбе.
Работы по обустройству начались в 1711 году и продолжались около 30 лет. Сначала был построен замок, а потом дворец, вписанный в ландшафт с исключительным мастерством. Сдержанный северный фасад смотрит на «плоский» парковый пейзаж с полями и пастбищами, а торжественный южный высится над зеленым склоном, в конце которого блестят воды озера. Фасады солнечного цвета простираются на 300 м – лишь боковые части скрыты деревьями.
Именно дворец стал центром композиции парка. Перед ним с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу – гладью водоема. На пересеченном рельефе разбиты небольшие лужайки. Восхитителен вид на сад из самого дворца – природа буквально пронизывает помещения сквозь анфиладу комнат.
Стоу изобилует символикой и миражами, воплощенными в храмах, соборах, обелисках и иных строениях. Сопровождая гостя по извилистым тропинкам, здания и малые архитектурные формы то показываются, то исчезают, маня и интригуя. В парке практически нет прямых линий, вся планировка и детали будто созданы самой природой. На самом деле это не так. Стоу создавался исключительно руками человека, в нем нет случайных деталей.
По всей территории как бы невзначай намечался маршрут, следуя по которому, посетитель видел последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив. Одна и та же постройка открывалась с разных ракурсов. Специально в неожиданных местах создавались изгороди и овраги.
Присутствуют в композиции также прямые аллеи со стриженым кустарником и рядами деревьев, уводящими взгляд в безграничную даль. Они же зрительно объединяли Стоу с его естественным природным окружением. Есть здесь закрытые «сады в саду», отдана дань и мифологии. Украшают парк многочисленные декоративные элементы: беседки в виде храмов Венеры, Дружбы, Бахуса, скульптуры, пещеры и т.д. Шедевром мировой архитектуры признан построенный Кентом элегантный круглый павильон — Храм античной добродетели.
Сначала граница парка была обозначена регулярными посадками деревьев, позднее их заменили группами деревьев и кустарников, в результате чего открылась перспектива на окружающие пейзажи. Некоторые здания, такие как Храм Согласия и Победы, отмечают военные успехи Британии.
Потрясающие по своей масштабности, здания ярко контрастируют с дубовыми и ясеневыми рощами. Некоторые объекты оказались в окружении самшитов, тисов, падубов и лавров.
Парк космических размышлений, или самое удивительное место в Шотландии
Только один день в году можно гулять в этом удивительном, загадочном парке, остальные 364 дня он закрыт от любопытных глаз. И никогда не угадаешь, какой день выберет для своих гостей владелец сада, ученый Чарльз Дженкс (Charles Jencks). Но не только этим фактом удивителен парк. Весь ландшафт здесь превращен в наглядное пособие по устройству мироздания…
Парк этот – Парк космических размышлений (The Garden of Cosmic Speculation) – расположен на юго-западе Шотландии, недалеко от города Дамфрис. Он расположился на 40 акрах земли. Основала его чета ученых-теоретиков Чарльз Джексон и Мегги Чесвик. Задумывался парк как миниатюра всей Вселенной. А еще владельцы хотели, чтобы ботаника совмещалась с другими науками. Математика, астрономия, геометрия, физика, химия — отголоски каждой из этих наук можно найти в этом замечательном месте. Обычные парковые дорожки, цветники и весь ландшафт превращены в наглядное пособие по устройству мироздания. Все, что вы здесь увидите и встретите, символизирует суть математических формул и физических законов: числа Фибоначчи, модель ДНК, фракталы и т.д. Можно просто разгадывать, что перед вами, а можно гулять и наслаждаться необычным ландшафтным дизайном.
Несмотря на то, что этот парк является произведением ландшафтного дизайна, здесь, кроме аккуратно подстриженного газона, можно увидеть и алюминиевые цветники, и черные дыры. С помощью глубоких колодцев, спиралевидных холмов, обрывов и прудов архитекторы воспроизвели скопления звезд, колебания физических волн и многое другое. Космический парк состоит из нескольких уровней, напоминающих лестницу. Каждая ступень символизирует определенный этап на пути развития Вселенной. Искусственно созданный ландшафт не повторяется на всей территории. В самом центре парка находится спиралевидная модель ДНК, к ней ведут все аллеи и дорожки. Но чтобы дойти к ДНК, нужно решить много загадок и ребусов. А кому они не под силу, тот может отдохнуть в «Беседке бессмысленности».
Весь парк буквально символизирует стадийность: ступени, олицетворяющие стадии; лестница — воплощение эволюции, по которой движется вся Вселенная. А само мироздание закодировано в спиралях…
По материалам: http: //fototelegraf.ru; http: //tehrandomness.wordpress.com
Фото: The Garden of Cosmic Speculation
Автор: Ольга Княжич
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн