Инфо        21 апреля 2018        717         0

Пять мастеров дизайна

Марсельский «жулик»
Диван Fergana, Moroso , Патрисия УркиолаОра Ито – псевдоним Ито Морабито, родившегося в 1977 году в Марселе. Гениальность дизайнера заключается в том, что он еще в 1997 году стал проектировать виртуальные продукты под марками знаменитых брендов, но со своей подписью и датировкой 2010 годом: Macintosh, Nike, Louis Vuitton и др. В каждом конкретном случае автор представлялся арт-директором крупной корпорации. В итоге товары выставлялись на продажу в интернете: камуфляжный ноутбук Apple, рюкзак Louis Vuitton, туфли Roger Vivier, сандалии с логотипом Yves Saint Laurent – все это назвали первым в истории «бренд-хакингом». Развлекаясь, Ора Ито создал проект Парижа за 2010 год, в котором весь город был раскуплен крупными корпорациями.
Критики положительно отзывались о работах мастера за «необычную форму и инновационный подход» в создании традиционных объектов. Наглая выходка привлекла внимание владельцев используемых марок – на Ора Ито подали в суд сразу несколько компаний. Но стоило работникам Лувра анонсировать персональную выставку дизайнера, как все иски были отозваны, а автору выслали предложения о разработке реальных продуктов те же компании, за счет которых проходило надувательство.
Коллекция Arborescence, Ора Ито для ChristofleВ 1997 году Ора Ито была основана собственная компания. В 2002-м он был награжден за дизайн алюминиевой банки для Heineken. В дальнейшем автор разрабатывал флаконы для парфюмерии Adidas и Joop, лампы для Artemide, фурнитуру для B&B Italia и Cappellini. Затем последовала персональная выставка в Милане, а в 2006 году Ора Ито был удостоен звания «дизайнер года». В 2009 году, по приглашению Киева, дизайнер анонсировал свою разработку – футуристическую кухню Gorenje Ora Ito.
Свой стиль Ора определяет как simplexity (simplicity + complexity) – сочетание простого и сложного с целью опередить время, создать предметы, актуальные и в далеком будущем. Некоторые востребованные ныне вещи Ора создал десятилетием ранее.
Одна из самых инновационных его инициатив – разработка модели автомобиля для компании Citroen. В итоге мир увидел генетическую трансформацию – воплощение детской мечты на основе экодизайна и альтернативу агрессивной автомобильной промышленности. «Просто создавайте, даже если это будет просто на бумаге – ваша идея уже начнет существовать. И еще – будьте коммуникабельны. Наше поколение – поколение коммуникаций. Используйте технологии – у нас есть интернет, мы можем путешествовать, у нас есть мобильные телефоны, мы можем продавать свои идеи всему миру. Не скажу что 50, но минимум 30% работы – это коммуникации».

Ученица гениев
Патрисия УркиолаПатрисия Уркиола – ученица гениев в дизайне 60-х годов Акилле Кастильони и Вико Маджистретти. Сегодня это дизайнер с мировым именем и прочными позициями среди миланской мебельной элиты: Driade и B&B Italia, MDF, Moroso и Alessi.
Дизайнер много работает с геометрическими формами и у нее удивительно тонкое чутье на материалы и высокотехнологичные продукты. Метод работы Патрисии хорошо прослеживается на примере коллекции Fjord. Среди предметов этой серии есть ассиметричное кресло – в сущности, повторение кресла Якобсена Egg Chair, только разрезанного пополам. Вся новация дизайна заключается в том, что формы вынуждают человека принять ассиметричную позу с опорой на спинку, расположенную сбоку, и единственный подлокотник.
Дизайнер мыслит сериями, создавая предметы в контексте окружения себе подобными и сюжетного повествования предметов интерьера: «Я не рисую просто лампу или стул, а сразу представляю контекст, в котором окажется этот предмет. Каждому объекту нужен сюжет. Объект должен привлечь человека: надо подойти, посидеть или полежать, но обязательно «пообщаться», только тогда появится еще больший интерес к этой или иной модели. Так что выражение «оно здесь просто для мебели» уже не актуально».
Уркиола принадлежит к новому поколению дизайнеров, которые не придерживаются одного стиля. Это поколение интересуют материалы, ювелирное качество исполнения изделий и контекст – оригинальный подход к традиционным вещам и поиску новых решений.
«Женщины добавляют в дизайн больше здравого смысла. Будущее дизайна – в отсутствии симметрии. Если правая половина кресла напоминает левую, жизнь останавливается. Мебель надо отделять от нас и представлять ее частью большого мира».
Особенности современного дизайна заключаются в особенностях мышления. Предметы интерьера нередко создаются под впечатлением от вполне конкретной вещи, обыгрывая ее, играясь ею.
Диван B&B, Италия, Патрисия УркиолаПатрисия признается, что при создании дивана Lowland ей представлялись большие камни, пригодные для сидения. Для прочности несколько таких «камней-сидений« были объединены задними стенками и к ним добавлены широкие подлокотники.
В основе идеи дивана Step – обычная гора подушек «лесенкой». Этот предмет интерьера должен вызывать желание поваляться на нем – и он отлично справляется со своей главной задачей.
Современный дизайнер – в первую очередь философ. И перед ним стоит не только практическая задача создать функционально удобный предмет интерьера, но и сформулировать философский подтекст-оправдание существованию своего творения.
«Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Каждая моя коллекция – это то саванны, то фьорды. В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать все, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошел в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж».

Чудачества
Хелла ЙонгериусХелла Йонгериус – голландский дизайнер-экспериментатор, создающий предметы в самых невообразимых сочетаниях материалов, балансируя при этом на грани ремесла, искусства и техники. Традиционное дерево, керамика и стекло соседствуют у автора с неопреном и полиуретаном. Все это – попытка переложить традиции на современный язык: «Я пытаюсь создать уникальный объект в архетипичной форме с использованием новых технологий и материалов». Хелла много и часто размышляет о форме и ее первичности в дизайне. В поисках подходящей формы дизайнер может долго изучать историю предмета, искать истоки его возникновения, первичное смысловое значение.
Предметы от Хеллы Йонгериус. Нимфенбург, «Чаши с животными»Женщинам-дизайнерам часто приходится говорить о гендерном вопросе, все они еще оправдывают свое существование в этой отрасли и воюют с предрассудками. И чаще всего они борются за место в истории под видом чудачеств – тогда им многое прощают. Хелла имитирует вышивку крестом, «расшивая» вазы, пришивая к диванам пуговицы большими небрежными стежками, а к скатертям – тарелки, укладывая в них фигурки животных или отправляя их в печь до образования трещин, имитирующих почтенный возраст. Простые геометрические формы дизайнер дополняет нелепыми пуговицами разных оттенков. Как говорит о Хелле Йонгериус ее соотечественник, дизайнер Юрген Бей: «Есть в Голландии такой потрясающий дизайнер – Хелла Йонгериус. Она как раз умеет свои тонкие, нежные, остроумные вещи доводить до массового производства. Она так измучивает производителя по каждой мелочи, что получается все как надо».
Мировую известность Хелле Йонгериус принесла работа в группе Droog Design. В 2000-м она оставила группу и сегодня возглавляет собственную студию Jongeriuslab (Лаборатория Йонгериус) в Роттердаме.

Акриловый король
Акриловая скульптура Шломи Хизаза – оптимист-практик из Хайфы. Его студия HStudio в Лос-Анджелесе занимается разработкой чего угодно, но сделанного только из акрила. Он создает «яркие, стильные и уникальные вещи». Творения дизайнера призваны дарить радость яркими расцветками и необчностью форм.
Начал свою карьеру Хизаз с экстравагантных проектов: причудливо расписанных камней для украшения входных дверей на своей исторической родине и коллажей из джинсов Levi’s для интерьеров баров и ночных клубов. В итоге даже право на проживание в США Шломи получил под предлогом «экстраординарных способностей».
Из его студии вышли акриловые настенные украшения из цветов (Flower Wall Sculpture), Коллекция «Цветы и игры», Хелла Йонгериуспереливающиеся всеми цветами радуги скульптуры и колонны (Landscape Floor Sculpture, Spiral Pedestal) и многое другое. Все эти чудацкие предметы сделаны с учетом оптических иллюзий и рассчитаны на мир будущего. В подтверждение можно привести список кинопроектов, в создании декораций к которым принял непосредственное участие Хизаз: «Матрица», «Серебро» с Шерон Стоун, «Водопад» с Брюсом Уиллисом, «Маска» с Джимом Керри. Мебель дизайнера украшает самые известные бары и клубы мира, дома знаменитостей, ему даже доводилось выполнять заказ НАСА.
Дизайнерские находки Шломи Хизаза призваны в первую очередь удивлять. Автор не исходит из концепций удобства, не задумывается о природе вещей, в его творениях нет интеллектуального подтекста – он просто берет давно проверенные временем и историей классические формы и раскрашивает их в дикие расцветки. Все это акриловое великолепие с честью выполняет возложенную на него задачу – оставаться вопиюще незабываемым.

Катализатор странствующих идей
Паола НавонеПаола Навоне в своем творчестве отрицает каноны устоявшихся направлений и тенденций в дизайне, создавая вещи, соответствующие ее представлению о красоте. Architektur und Wohnen в 2000 году называл Паолу Навоне дизайнером N1. «Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого себя. Я полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своем произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично…».
Авторская коллекция фарфора для Richard Ginori. Паола НавонеЭтого автора бесполезно спрашивать о творческих принципах и источниках вдохновения. У нее нет конкретных предпочтений как в истории дизайна, так и в материалах. Это помогает ей не привязываться к стилям или именам, традициям и тенденциям.
«Все, что она делает, гениально», — сказал Микеле Гервазони, директор фабрики, с которой сотрудничает Паола.
«Я коллекционирую китайскую керамику X-XI веков. Потрясающе, но мои друзья-искусствоведы думали сначала, что это Прованс, XVIII век. Мне интересны подобные совпадения, они говорят о том, что идеи странствуют по свету. Себя же я рассматриваю как своего рода катализатор таких странствующих идей».
Послужной список Паолы настолько обширен, что только одному ему можно посвятить всю статью. С 1979 года дизайнер сотрудничает с такими именами, как Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс и Андреа Бранци. Разрабатывала коллекции для Knoll International, lessi, работала консультантом Abet Laminati, участвовала в исследованиях Guido Jannon на предмет инноваций совместно с группой углубленного маркетинга Regie Renaul.
Сотрудничала с Societa Immagine Industriale в сфере эволюции продукта в текстильной, керамической и мебельной промышленности. С Daniel Rozensztroch участвовала в проекте Escape Center и занималась «эволюцией знака в электронике» с Guido Jannon и Franco Raggi. Далее было сотрудничество с CAPELLINI, ORIZZONTI, CASAMILANO.
Диван Big Bug Паола Навоне для PoliformНа определенном этапе Паола увлеклась этно с его безграничными возможностями экзотических материалов: марокканских тканей, индийского текстиля, филиппинского плетения, тайской бумаги… затем последовали удивительные в своей художественной выразительности сочетания различных материалов и комбинаций.
С начала 90-х и по сей день она – главный дизайнер компании Gervasoni. Паолу привлекло производство – не затронутая инновациями технология производства из натуральных материалов: плетение из кожи, ротанга, водорослей. Паолой были привнесены новые формы на старую основу – авангардно вытянутые спинки и сочетание оплывающих линий с динамичными углами. Далее Навоне открыла для компании новые материалы и сочетания, ввела нетрадиционные для Gervasoni красный и белый цвета.

Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир

© 2018, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload