Пространство кухни имеет свои особенности, которые важно учитывать при планировании освещения. Прежде всего это помещение, в котором важно видеть все мелочи, по крайней мере, в рабочей зоне хозяйки. Кроме того, в кухне зачастую происходит основная жизнь, там мы наспех перекусываем, делимся своими заботами и радостями, порой принимаем самых близких друзей, а все это требует уюта и, опять же, хорошего освещения. Наконец, кухня — помещение с самой большой нагрузкой, поэтому загрязняется и «изнашивается» быстрее других комнат. Учитывая эти особенности, мы составили своеобразный план по освещению, следуя которому можно максимально приблизиться к оптимальному световому решению кухни. Итак.
1 Рабочий свет. Разместите его над рабочей зоной, в которую входит рабочая столешница, плита и мойка. Над плитой, как правило, бывает свет от вытяжки, он может служить дополнением. Для этого «рабочего» освещения оптимально подойдет лампа дневного света, поскольку от нее не бывает тени. Лампа может быть вытянутой и освещать всю столешницу, но не должна превышать длину шкафчика, к которому крепится, а монтировать ее следует у нижнего ближнего края мебели. Удобство такого освещения в том, что освещен каждый уголок рабочей зоны и риск хозяйки пораниться сводится к минимуму.
2 Зонируем пространство. Путь к правильному освещению начинается с правильного разделения на функциональные зоны кухни. Обычно их три — зона приготовления пищи, она же рабочая зона, зона обеденная, в которой расположен обеденный стол и общая, которая является, зачастую, проходной. В.кухнях с барной стойкой существует еще и барная зона. Каждое из этих функциональных пространств должно иметь свое локальное освещение, которое следует планировать, исходя из функционального назначения.
3 Обеденный свет. Он располагается непосредственно над обеденным столом. Оптимальный вариант — размещенная достаточно низко над столом люстра: это создает ощущение уюта. Если стол большой, можно использовать настольную лампу, а если он стоит у стены или в углу, подойдут бра либо торшеры. Для освещения обеденного стола используйте классическую лампу накаливания или энергосберегающую, но только с теплым светом. А.вот лампа дневного освещения не подойдет категорически: дневной свет придает пище безжизненный, неестественный цвет.
4 Общий свет. Освещает общую площадь кухни, и не осуществляет определенную функцию. Поэтому располагаться он может как в центре потолка, так и по периметру. По-прежнему актуален свет на кронштейнах и реллингах. Подбирая длину шнура для люстры, учитывайте, что она не должна мешать движению по кухне самого высокого обитателя квартиры. Ну и помните, что общее впечатление об интерьере создает именно общий свет.
5 Практичные люстры. Кухня — помещение с повышенной нагрузкой и в ней все без исключения поверхности загрязняются больше, чем в других местах. Даже самая сильная вытяжка не спасет от налета пыли с капельками жира. Поэтому, подбирая люстры, исходите из соображений практичности: много мелких деталей на люстре сложно мыть, так же как и нежные или хрупкие люстры. Материла для абажуров должен хорошо мыться: пластик, металл, стекло.
6 Не экономьте. Много света не бывает, особенно в кухне — помещении не самом большом, но в котором всегда нужно все видеть. Поэтому, лучше использовать больше энергосберегающих лампочек, но не экономить на светильниках.
7 Мебель. Подсветка в мебели сегодня не роскошь, а необходимость. Практически все современные компании предлагают внутреннюю подсветку шкафов. Это не лишняя опция, а необходимость: чтобы видеть содержимое шкафчиков, особенно глубоких. Если мебель с верхним карнизом, в нем тоже может быть вмонтирована подсветка, которая визуально зонирует рабочее пространство.
8 Отделка.
Темная отделка «съест» до 25% яркости освещения. Поэтому лучше остановить выбор на светлых тонах. Например, желтый, салатовый, голубой. Лучше остановитесь на темных элементах декора, или пола — он съедает меньше всего света.
9 Окна. Немытые окна «воруют» до 30% солнечного света, поэтому мыть их следует в 2 раза чаще, чем в других помещениях. Чем чище окна и проще доступ в кухню солнечных лучей, тем больше будет естественного света, который никогда не помешает. Шторы на окнах лучше делать легкими и прозрачными, чтобы они не препятствовали проникновению солнечных лучей.
10 Прищепки и кронштейны. Эти мелочи будут очень уместны при планировании кухонного освещения. Порой с их помощью можно локализовать свет или переместить. Оставьте несколько мест, где в будущем можно будет разместить такой свет.
11 Альтернатива. Все большей популярностью пользуются подсветки кухонных фартуков, полов или плитка с подсветкой. Считать такой вариант полноценной подсветкой не стоит, но воспользоваться ею не помешает. Всегда хороши в кухне свечи, которые придают ей уют и камерность. Ну и конечно, свет солнечный, о котором мы уже говорили.
Самое читаемое о кухне |
---|
12 Модный свет. Согласно последним модным тенденциям, в интерьере следует использовать оптоволокно или светодиодный кабель. В.качестве основных источников для функциональных зон эти материалы использовать сложно, но как световой декор — очень уместно. И помните, что это тренд.
13 Барная стойка. Если она имеется в вашей кухне, то, как правило, ей необходим локальный свет. Это могут быть низкие светильники над самой стойкой, либо вмонтированные лампочки над верхней балкой, в зависимости от конструкции. Если барная стойка — органичное продолжение подоконника, достаточно солнечного света.
14 Шторы. Для кухонного окна подойдут максимально прозрачные шторы, например, тюль. Хорошо будут смотреться и очень практичны специальные интерьерные ролеты из бамбука. Жалюзи, только не офисного типа, тоже будут хороши. Главное, чтобы они легко мылись и максимально пропускали солнечный свет.
15 Зонирование потолка. По-прежнему не теряет своей актуальности, особенно для кухонь-студио. Этот свет выполняет общую функцию, а также зонирует рабочую территорию кухни, от обеденной зоны или гостиной. Хорошо, когда такие источники монтируются в подвесные потолки, создавая рельеф и разные уровни света. Кстати, на разной длине могут быть размещены и светильники — световой рельеф хорош в кухнях с высокими потолками.
Автор: Юлия Старикова
Источник: Кухня і Ванная.com