Инфо        16 апреля 2018        806         0

Модерн в дизайне интерьеров, квартир, дизайн в стиле модерн.

Дизайн в стиле модерн
МодернМодерн был первым в искусстве стилем, рассчитанным “на всех“, и основан он был на утопической идее преобразования мира по законам искусства. во всяком случае, именно таковым подразумевал его Уильям Моррис (англия), стоявший у истоков модерна и составивший программу нового стиля. Представитель же немецкого направления – известный архитектор Готфрид Земпер – выразил его “основные законы“: воссоединение архитектуры и орнамента, срастание искусства и промышленности, стирание граней между «высоким» и «низким» прикладным искусством.
Сам стиль стал фундаментом более поздних новаций, базирующихся на переустройстве мира по законам гармонии, красоты и соразмерности человеку. Общедоступность прекрасного – лозунг времени. именно это и привело к потребности постоянного художественного изобретения. В результате, сформировалась основа, на которой зиждется современный дизайн с его практикой индивидуализма и бесконечного обновления. Ван де вельде (один из основоположников бельгийской ветви модерна – “ар нуво“, – стоящий в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков) еще в 1894 году говорил: “то, что на пользу лишь одному, сейчас почти неприемлемо, и в будущем обществе почетом будут окружать лишь то, что полезно всем“ . И он оказался прав.
Именно в конце ХІХ века в архитектуре начали широко использовать металлические каркасы, и сформировалась идея эстетической самоценности техники и открытой конструкции, воплощением чего стала Эйфелева башня (инженер Густав Эйфель, архитектор Стефану Совестр), построенная в 1887-89 годах. Архитектура начинает мыслиться от “скелета“, здание строится “изнутри – наружу“, на его фасаде отражается внутренняя планировка, получившая, наконец, ведущую роль.

Цельность стиля
Наша современность отличается ярко выраженным стремлением к индивидуализму. Дом для человека, живущего в ХХІ веке, – это и крепость, и место отдыха, и визитная карточка его увлечений, а также и показатель уровня доходов… Можно сказать, что в утрированной форме подобная идея универсальности зародилась именно в эпоху модерна. В качестве примера можно привести оформление собственного дома анри ван де вельде в Уккле близ Брюсселя, где архитектура, равно как и мебель, живопись на стенах, различные предметы прикладного искусства и даже платье хозяйки – все было спроектировано и исполнено самим мастером в едином стиле. Автор представлял себе целый город, составленный из подобных особняков-крепостей. в программе создания организованной эстетической среды значительное место отводилось архитектуре, которой предстояло организовать все внешнее окружение человека. От этого стиля ведет отсчет “синтез искусства и жизни“ – а это, по сути, и есть главная задача дизайна: сделать жизненную среду красивой и практичной. Очень емко ее охарактеризовал Сергей Дягилев (русский театральный и художественный деятель) в начале хх века, говоря о желании художников “приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы становились бы легче, отдых возможнее, а вся жизнь уютнее и радостнее“ . Чем не девиз современной жизни? Практически, эти слова – сформулированные задачи современного дизайна.

Орнамент
МодернВажная роль принадлежала орнаменту. Он служил не только декором, но и являлся самостоятельной художественной единицей. К примеру, если в искусстве прежних эпох орнаментальный завиток мог украшать предмет, то в модерне сам предмет принимал форму завитка. любимые мотивы этого стиля: цветы (орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), птицы (лебедь, павлин, фазан), животные, листья, деревья. Часто даже само фигуративное изображение стилизуется в орнамент.
Один из ведущих мотивов – волна. Он активно использовался в архитектуре и декоре. Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности течения жизни, изменения и иллюзии. Собственно говоря, в дизайне дня сегодняшнего именно этот мотив широко распространен, достаточно вспомнить подвесные потолки “волной“ и изгибающиеся стены, столь популярные и по сей день. Настенная живопись, все чаще встречающаяся в современных домах, в качестве декоративного элемента также получила распространение на рубеже веков. но на этот раз изображение выполнялось не ради высокой идеи, как раньше, а просто ради красоты.
Стиль базировался на органических формах. В век стремительно развивающегося технического прогресса подобный подход компенсировал недостаток природы в повседневной жизни. Слишком уж резко произошел “переход от лошади – к машине“. По той же причине в современном дизайне часто встречаются растительные мотивы, а декоративные элементы представляют стилизацию природных форм. Хотя существует и значительная разница: если в модерне все растительные элементы “жили“, визуально “двигались“, то в наше время внимание на них фиксируется, как на фотографии.

Цвет и форма
МодернКак и всякому стилю, модерну была присуща любовь к определенным материалам, формам, фактурам. Излюбленными были сочетания дерева и камня, черепицы и штукатурки. Новые веяния в отделке того времени – использование стекла, железа и даже железобетонных конструкций. Пол выкладывали плитками с геометрическим или цветочным орнаментом, составляли замысловатые рисунки из наборного паркета. Частый прием – многоуровневый пол. Стены декорировались обоями с растительным орнаментом, декоративной штукатуркой, нередко встречалось сочетание шелка или краски с деревянными панелями по периметру комнаты.
Цвета предпочитали неяркие, слегка приглушенные. В частности – оттенки и производные от светло-зеленого, лилового, жемчужносерого, а также насыщенные золотые и охристые тона.
При изготовлении мебели преимущественно использовали красное или эбеновое дерево и вишню. Изделия инкрустировали вставками из цветного стекла, слоновой кости, зеркал, перламутра, украшали резьбой. Современная корпусная мебель – прямой потомок конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле модерн.
Художники и архитекторы рубежа веков стремились сформировать жизненное пространство по новым принципам. В интерьере эти стремления выражались благодаря широким, наполненным воздухом пространствам, заполненным цветным светом, проходящим сквозь огромные витражные окна разнообразных, а порой и весьма причудливых форм.

Дизайн интерьера модерн
МодернАссиметричность с динамическим равновесием и ритм – вот те условия, на которых основывается построение форм в модерне. Собственно говоря, и сегодня дизайнеры моделируют пространство интерьера по тем же законам – в том случае, если сложная планировка квартиры требует внесения корректив.
Прием, когда фон и изображение на нем имеют равноценное значение, также сформировался в эту эпоху. Например, фактура стены может быть более выразительна, чем мебельный гарнитур. Или в некоторых современных интерьерах фотография, повешенная на стене, служит больше для того, что бы подчеркнуть саму плоскость стены, чем выражает собственную самоценность.
Еще один прием – акцентирование пятна. Скажем, темная стена в светлой квартире. В модерне подобное встречалось чаще всего в декоративноприкладном искусстве, день сегодняшний сместил акценты в сторону жизненного пространства. И, главное, именно в эту эпоху получила распространение стилизация, точнее – тот ее вариант, когда в сферу интересов мастера входит любой понравившийся ему стиль, но использует он его приемы и формы в контексте современности.
Модерн постоянно пребывал между двумя измерениями: реальностью и условность. Не это ли стало принципом нашей сегодняшней жизни – когда большую часть дня люди проводят в электронном мире? Для стиля характерно пристрастие к отражающим поверхностям, уже в этом проявляется стремление к двоемирию, так ярко получившему воплощение в конце хх века. Не говоря уже о том, что именно в дне сегодняшнем воплотилась мечта города эпохи модерна, рисуемая в воображении архитекторов того времени причудливо-сложным организмом, в котором бы переплелись постройки разного назначения и характера, организмом, “переполненном жизнью“.

Автор: Анастасия Мацело
Источник: Перепланировка квартир

© 2018, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload