Массандровский парк Ялта, как добраться
Расположен в Крыму. Расстояние от Ялты – 3 км, от Киева – 1055 км
Массандровский дворец с прекрасным парком в обрамлении крымских гор, – как иллюстрация к сказкам Шарля Перро. В таком замке, с подачи изворотливого Кота-в-Сапогах, вполне мог бы счастливо жить-поживать после эпопеи с Людоедом сам маркиз де Карабас. Забавно, что дворец первоначально и в самом деле производил на местных жителей и путешественников мрачное впечатление серой неприступной глыбы с башней, точно перенесенный в Крым из западноевропейского средневековья. Но угрюмо романтичный замысел архитектора Этьена Бушара, работавшего с 1879 г. по заказу князя Воронцова впоследствии буквально раскрасил (серые стены дворца были облицованы желтой метлахской плиткой) питерский профессор архитектуры Максимилиан Месмахер, продолжив импровизацию в стиле раннего французского барокко уже для императора Александра III, когда в 1889 г. Удельное ведомство приобрело это имение у наследников Семена Михайловича. Как поясняют сотрудники дворца-музея, Месмахер развил первоначальный архитектурный замысел Бушара в сторону большей декоративности и живописности. Он сохранил средневековые детали старой постройки и ввел много ренессансных и барочных элементов, главным образом за счет каменного декора.
Сценарий парка
Сегодня, поднимаясь с ялтинской трассы в Верхнюю Массандру через луг к дворцу, нам, в первую очередь, открывается западный фасад. Но видовую кульминацию до последнего скрывают две гигантские 35-метровые секвойи-дендрона, словно стражники, вытянувшиеся у парковой лестницы. А парадный вход со всем великолепием орнаментированного фронтона остается на противоположной стороне. Дело в том, что при создании замка подъехать к нему можно было только с востока, а нынешняя дорога появилась уже позже, когда часть дворцовой территории отсекли заборы госдачи.
Сценарий парка начал прописывать легендарный садовник Карл Кебах, еще в 1830 г., после того как там для графа Семена Воронцова выстроили незатейливую усадьбу с большими открытыми галереями, который в народе называли барским домом. Тогда немец высадил там рощу гранатовых и фиговых деревьев, цитрусовые, виноград и сладкий каштан, а также разбил аллею из сотен розовых кустов. Практически все насаждения были уничтожены бурей в 70-х, что и послужило поводом для постройки небольшого, но основательного дворца. Новую геометрию дворцово-паркового ансамбля продумывал лично Месмахер. По его замыслу перед западным фасадом появился классический регулярный французский парк с тремя последовательно снижающимися террасами. Верхнюю и нижнюю занимают цветочные партеры, среднюю украшает большой фигурный бассейн с фонтанами, окаймленный невысоким каменным бортом. По периметру этой террасы возвышаются секвойя и испанские пихты. Под окнами дворца – одинокая магнолия, которая буйно расцветает летом. Верхняя терраса с клумбами роз, которые цветут с мая по декабрь, и вычурно подстриженными туями, кустами буксуса на миниатюрных газонах отделена от бассейна каменной оградой с балюстрадой и двумя скульптурами – сфинксов. Вдоль этой линии, добавляя южный колорит в общую картину, растут две пальмы. Блюстители дворцово-паркового порядка оберегают сфинксов от посягательств туристов предупреждающими табличками: «Осторожно, токсично!». Иначе охотников за эффектными снимками не отпугнуть – раньше особо невменяемые оригиналы умудрялись их оседлать. План Месмахера предусматривал украшение всей придворцовой части парка декоративными вазами и скульптурами – вокруг дворца их было установлено 29, но до наших дней сохранилось всего шесть: кроме двух сфинксов, еще два сатира и два дракона, которых ошибочно иногда называют химерами. Нужно отметить, что со статуями разделались не вандалы, а природа и время, так как они были изготовлены из недорогих материалов – искусственного камня и гипса. Гипсовые скульптуры античных богов, философов, аллегорий различных искусств и наук отливали в Германии, и это были копии статуй из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Некоторые гипсовые скульптуры были окрашены масляными красками под цвет мрамора. Уже к 1909 году они пришли в плачевное состояние и их сняли с тумб.
Выверенные линии партерного участка этой части парка выделяют здание дворца на фоне гор и южнобережного леса. А с верхней и средней террас благодаря тому, что участок находится на высоте 250 м над уровнем моря, открывается вид на ялтинский залив. Здесь задействована открытая планировка зеленого пространства – широкий сенокосный луг, рассеченный цементированными уже в наше время дорожками. Переход от террас к лугу оформлен изящной лестницей с балюстрадой и декоративными вазами. Далее тропы и аллеи разбегаются в удаленные уголки парка, граничащего с естественным хвойно-лиственным лесом. Одна из сосновых аллей приводит к увитой виноградом короткой перголе, вход в которую обозначен портиком – две невысокие колонны увенчаны лаконичным фронтоном. Из этой романтической беседки с убаюкивающей атмосферой тишины и покоя открывается вид на южную башню дворца, крытую четырехскатной крышей. Когда-то ее шпиль был увенчан медной с позолотой литой фигурой двуглавого орла, который был виден даже из Ялты. Закругленная аллея от беседки к южному фасаду обрамлена стрижеными кустами лавра. За зеленым бордюром начинается поле самшитов, а округлая подпорная стенка, ступеньки и балюстрада террасной лестницы заплетены вьющимися растениями.
Высокая полукруглая подпорная стена напротив восточного фасада дворца, где собственно и расположен парадный вход, появилась уже при Николае II – эти дополнения в свой проект Месмахер внес, чтобы обезопасить здание от ливневых вод и возможных оползней. Полукруг стены композиционно связан с парадной лестницей дворца так, что образуется изящный внутренний дворик. По краям возвышаются большие арки с барочными рельефами, на парапетах – декоративные вазы и высокие колонны, а в центральной части стены – полукруглая лестница, которая сейчас ведет в никуда (выход закрыт «новоделом» с балясинами, за которым начинается территория госдачи), тогда как раньше там начиналась дорога через естественный лес к гротам и церкви Иоанна Предтечи. В подпорной стене, облицованной майоликовыми плитками и красной поливной черепицей, было вмонтировано шесть фонтанов с маскаронами сатиров и наяд. Но эти маски, к сожалению, утрачены и заменены «львиными мордами». Несколько природных источников, кстати, позволяли создателям дворца фантазировать на тему фонтанов. Как раз у подпорной стены горные источники искусственно разветвлялись на шесть встроенных фонтанов восточного курдонера, затем вода уходила к фонтанам западного фасада у подножия скульптурных сфинксов и спускалась в бассейн с фонтаном в центре. Кстати, бассейн играл и утилитарную роль: в нем собиралась вся отработанная вода из дворца, которая потом шла на полив лугов и садов в нижней части парка.
Верхняя Массандра
Миниатюрный, в сравнении с дворцовыми парками Алупки и Ливадии, парк Верхней Массандры площадью 6 га с полусотней разных видов растений по своему прекрасен в любое время года. Летом он утопает в красках и ароматах цветущих роз, осенью и зимой там бал контрастов желтеющей листвы, вечнозеленой хвои и багрянца декоративного винограда, а уже весной начинается парад сирени и глицинии с «золотым дождем» кустарников. История дворца примечательна тем, что царская семья так его и не обжила. Александр III мечтал увидеть здесь свой охотничий замок, но не дожил до окончания строительства, а Николай II достраивал его уже не для себя, а в память о своем отце, так как предпочитал в качестве летней царской резиденции Ливадию. Акт приемки долгостроя был подписан в 1902 году, и в дореволюционных путеводителях сообщалось туристам, что во дворце «обстановки нет никакой». Романовы выезжали туда из Ливадии на пикники, а после 1914 года царская семья и вовсе больше в Крым не приезжала. До революции дворец охранялся вахтером-смотрителем и двумя сторожами. А после Гражданской войны царское имение было национализировано и с 1929 по 1941 гг., использовалось в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. После войны объект вошел в подведомственную структуру госбезопасности и оставался закрытым для народа до 1990 года.
О растениях
Парк имеет интересную дендрологическую коллекцию, включающую вековые секвойи, кипарисы, кедры и десятки других редких видов деревьев и кустарников южнобережной флоры. Со стороны гор примыкает лесная заповедная территория, примечательная вековыми массивами сосны крымской, дуба скального, крупными экземплярами реликтового можжевельника. Также радуют глаз магнолии, криптомерии, «шары» из стриженой калины вечнозеленой и лавра.
Автор: Екатерина Кузнецова
Источник: Ландшафт. дизайн