Со второй половины XX столетия существующие теоретические методы описания архитектуры и ее объяснения как истинно художественного явления стали непригодны для значительно усложненной архитектурной практики. Привычное членение архитектурной науки на теорию, историю, критику и проектирование стало недостаточным. Начала развиваться область междисциплинарных поисков. Пытаясь донести знаковую природу мышления, семиотические идеи формировались в рамках лингвистики, логики, философии, психологии, кибернетики и теории информации. Все они были объединены попытками обосновать знаковую природу мышления. Методы, разработанные этими науками, использовались для анализа архитектурной формы. Значительное место в этих исследованиях занимает семиотика архитектуры – наука о процессах коммуникации в человеческом обществе. Поскольку реализация коммуникации осуществляется с помощью какого-нибудь языка, то предметом изучения семиотики является вся система языков, используемых с целью коммуникации. Соответственно, в каком-либо семиотическом анализе основой является проблема формирования понятия языка и знака.
Развивая мысль Гете о том, что «архитектура – застывшая музыка», некоторые исследователи соотносят эти два искусства одно с другим 1, 2. Действительно, условность языка, каким пользуются музыка и зодчество, высокий уровень их воздействия на сознание, а также социальная значимость дают возможность позаимствовать творческие методы и приемы, используемые в музыке, архитектуре. «Музыкальное произведение – набор параметров, в котором заложены диапазон мелодии, распределение частоты интервалов, уровни такта» (Р. Зарипов). Не является ошибкой утверждение, что на основании этого метода можно проводить анализ архитектуры… 3.
В результате многочисленных поисков раскрылась сложная система социальных связей, в которых возникали, действовали и служили средством социальной коммуникации знаковые свойства архитектурных объектов.
Основоположником семиотики является американский логик и ученый Ч. Пирс (1839–1914), который, собственно, и предложил ее название. Пирс дал определение знака, создал их первую классификацию. Однако необходимо учитывать тот факт, что понятие знака в разных традициях воспринимается по-разному.
Существует огромное количество классификаций знаков, базирующихся на разновидности формы, содержания, связи формы с содержанием, структуре и других параметрах. На сегодняшний день сохраняет свое значение классическое (определенное Ч. Пирсом) распределение знаков на три группы – иконы, индексы, символы. Эта классификация основывается на типологии соответствия формы содержанию. Так, иконами называются знаки, содержание и форма которых подобны качественно и структурно; индексами – форма и содержание которых смежные в пространстве или во времени; символами – для которых связь между формой и содержанием определяется произвольно, по согласованию, касающемуся конкретно данного знака. Для иконичных и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символичных знаков, то их форма сама по себе, то есть без специальной договоренности, не дает никакого представления о содержании. В коммуникации используются не отдельные знаки, а их объединение, что называется знаковыми системами. Знаковая система состоит из набора элементарных знаков, отношений между ними, правил комбинирования и функционирования.
Е. В. Шервинский писал: «Садово парковое искусство представляет собой своеобразный вид архитектуры». П. А. Косаревский в своей книге «Искусство паркового пейзажа» рассматривает «приемы» формирования паркового пейзажа и «приемы» размещения архитектурных объектов в композиции «паркового комплекса». Художественное достоинство «паркового комплекса» рассматривается, главным образом, с точки зрения «группирования и увязки древесно-кустарниковых растений между собой, а также с рельефом занимаемой парком территории, формой и размером водной поверхности, архитектурными объектами, планировкой аллей и дорог и другими элементами, входящими в его комплекс» 4, 5.
«Садовое искусство не обладает большим выбором форм. Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом» эпохи», – пишет Д. С. Лихачев. «Здесь следует учитывать и эмблематическое содержание отдельных элементов садового искусства, и их «психологическое содержание». Первое может быть рассказано, второе только охарактеризовано. Статуя Меланхолии, например, может быть «рассказана», но меланхолическое настроение, создаваемое в романтическом парке, – только охарактеризовано. Потеря умения «читать» сады как некие иконологические системы и воспринимать их в свете «эстетического климата» эпохи их создания, находится в связи с тем, что за последние примерно 100 лет резко упала способность иконологических восприятий и элементарные знания традиционных символов и эмблем вообще. Одну из причин легко указать: это сокращение классического и теологического образования. Восприятие же иконологической системы садов особенно трудно потому, что в садах чаще, чем в других искусствах, давала себя знать скрытая символика, скрытые иконологические схемы».
Существует два типа семантики садов. Первый тип может быть почти адекватно выражен или объяснен словами. Это различные аллегории, символы определенных понятий, событий, людей, богов, обычно выражаемые в скульптурных или чисто архитектурных памятниках, и прямыми словами – в надписях и подписях 6, 7, 8 .
Второй тип значения – это общее примыкание элементов садового искусства к тому или иному понятийно-стилистическому строю. Таковы стиль сада или его части, общее настроение, создаваемое садом или его отдельными элементами, открывающимся видом, растительным и архитектурным окружением, возбуждаемые садом ассоциации 9, 10, 11. Этот тип семантики требует значительно более сложного анализа и описательного искусства со стороны искусствоведов.
Автор: Ольга Кшевжинская, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры Института дизайна и ландшафтного искусства Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, дизайнер ландшафта
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтная семиотика в контексте мифологем сада раскрывает глубокие культурные и символические значения пространств, которые мы создаем 🌿. Она исследует, как садовые формы и элементы отражают мифологические и исторические нарративы. Интересно наблюдать, как сады становятся не просто эстетическими объектами, а местами, насыщенными значениями и историями. В каждой детали кроется идея, отражающая связь человека с природой и его культурные корни. 🌺👌 Исследования в этой области могут значительно обогатить наше понимание взаимодействия человека и окружающей среды, превращая садоводство в форму искусства и самовыражения.