Чтобы попасть из Парижа в городок Валь-де-Марн, где расположен розарий, нужно от станции метро Port d’Italie проехать полчаса на автобусе № 184. Дорога проходит через живописные поселки, 30 минут пролетают незаметно, и вы — в Лей-ле-роз.
…Более 100 лет назад, в 1892 году, француз Жюль Граверо, выйдя на пенсию, приобрел вдали от Парижа участок земли площадью 11 га и поселился там со своей женой. Мсье Граверо серьезно увлекался фотографией и в своем увлечении очень много времени проводил в доме. Мадам Граверо, чтобы муж хоть иногда дышал свежим воздухом, попросила его создать при доме сад. В процессе его обустройства Жюль Граверо так увлекся розами, что они стали его страстью на всю оставшуюся жизнь.
В 1894 году он решил собрать самую полную коллекцию роз, восстановить коллекцию роз императрицы Жозефины из сада «Мальмезон » и прославить свою родину величайшим живым музеем роз. Страсть к собирательству у Граверо доходила до фанатизма, а скорость пополнения «экспонатов» была невероятной: к 1900 году в саду насчитывалось около 3 тыс. сортов и видов роз, а в 1902‑м — уже 7 тыс.! К 1900 году Граверо решил создать консерваторию роз (научный музей розы под открытым небом). Планировка сада менялась. Добавлялись малые архитектурные формы — бюст Жозефины в начале аллеи «Розы Мальмезона», колоннада «Театра роз». Весь розарий составлен из отдельных тематических участков, объединенных в единое композиционное целое. Компонуя сорта, Жюль Граверо посадил розы из сада Мальмезон Жозефины Богарне на специально устроенную для них аллею, назвав ее «Розы Мальмезона». Другой участок — «Розы для Мадам» – располагался у входа в розарий и был посвящен жене. Цветы из этой части сада демонстрировали гостям, срезали для букетов.
Третий участок — «Ботанические розы» — включал в себя дикорастущие виды роз из разных уголков Земли.
В «Галльских розах» были собраны не только галльские, но также дамасские, центифольные, прованские, розы Альба, моховые, помпонные и портлендские сорта и виды.
Коллекция «Розы Азии» была составлена из роз, родиной которых являются Китай, Япония, Дальний Восток, Индия и Персия. Место для участка под названием «Чайные розы» Граверо определил в самой солнечной части сада.
«Старые садовые розы» – и сегодня самая многочисленная группа. Сюда попали все ремонтантные, чайно-гибридные, полиантовые и розы других садовых групп. В настоящее время в этой коллекции собраны гибриды, выведенные до 1945 года.
«Розарий во французском стиле», или «Розарий а ля франсез» — центральная часть сада, где установлены опоры, перголы, трельяжи. Эта тема в саду окончательно оформилась после постройки в 1910 году центрального трельяжа, увитого плетистой розой Alexandre Girault, которая живописно отражается в бассейне. Роза выведена в 1909 году орлеанским селекционером Барбье и названа в честь одного из сотрудников розария Лей-ле-Роз.
Еще два участка получили названия «Современные розы» и «Иностранные розы», куда добавлялись новые сорта.
Cамый ценный участок в розарии — «сердце» – на плане имел форму медальона и включал в себя исключительно те сорта, которые создал сам Жюль Граверо. Почти сразу же, как только в саду появились первые розы, Жюль Граверо начал экспериментировать в области гибридизации. Самые первые сборы семян Граверо сделал с японских роз и роз вида Lutea, предполагая, что это самые редкие для Франции розы, поэтому именно из них может получиться что-либо интересное. Так появились первые сорта Mme Ancelot, Mme Jules Gravereaux. За ними последовали многие другие. Всего, по оценкам историков, в саду Лей-ле-Роз создано 27 сортов роз. Из них сохранилось до наших дней 13. Особо занимали коллекционера эксперименты по совершенствованию декоративных свойств роз и использованию разных сортов в различных целях. Нормандский павильон, находящийся при входе в розарий, украшали разные сорта плетистых роз, которые Граверо пытался сочетать в разных комбинациях, добиваясь наилучшего сочетания цветовой гаммы, соразмерности интенсивности роста и непрерывности цветения.
В 1914 году началась война, разрушившая планы Граверо, а в 1916 году скончался и сам хозяин сада. До 1936 года розарий находился во владении наследников Граверо. В 1937‑м сад был продан Департаменту Сены. В 1968‑м управление садом было передано в ведение Департамента округа Валь-де-Марн. Под его патронатом Музей роз функционирует до сегодняшнего дня.
Автор: Юта Арбатская, Константин Вихляев
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн