Дом востока (Архитектура Индии)
Не всякий смельчак решит воссоздать у себя интерьер индийского дома (да и смысла в этом будет немного, очень уж своеобразна и непередаваема планировка на востоке), но главные всеми узнаваемые детали индийского стиля помогут создать незабываемую атмосферу восточной роскоши – вечного праздника жизни. В выборе тканей предпочтение следует отдавать натуральному шелку (индийский шелк отличается особой шероховатой фактурой) и хлопку с нанесенным на него печатным рисунком, изображающим сцены из деревенской жизни. Текстиль вообще занимает ведущее место в оформлении интерьера в индийском стиле. Это и хлопчатобумажные, и шерстяные ткани, набойки и штампы. Интересны ткани, украшенные вышивкой золотом, шелковой и шерстяной нитью, крылышками жуков и кусочками зеркал. В выборе узора в самой Индии прослеживаются региональные, религиозные и кастовые традиции, в Европе — все зависит только от личных предпочтений владельцев дома.
На протяжении веков у европейцев сложилось представление об Индии, как о стране изобилия: слоновая кость, перламутр, латунь и кованый металл, эмаль, чеканка, резьба, инкрустация, ширмы, картины и скульптуры богов и полуобнаженных женщин – все эти ассоциации хорошо знакомы каждому. Однако на самом деле, в Индии не приветствуется излишняя пестрота, дом востока красочен, но он и по-домашнему уютен.
Мякоть мускатной тыквы
Правдой является и то, что цвет и узоры – основные инструменты для создания индийского интерьера в европейском доме. Традиционно наиболее широко используется в оформлении яркий и сочный зеленый цвет, не менее любимы сочетания бирюзового, малинового и оранжевого. Насыщенные и красочные тона в Индии служат дополнением к естественным терракотовым оттенкам и широко распространенному белому. Загадочно и маняще звучат названия – цвет мякоти мускатной тыквы (красновато-оранжевый), к примеру. Любовь современных англичан к разноцветным стенам произрастает из их бывшей колонии: желтый, золотой, темно-коричневый окрас далеко не редкость (северяне всего лишь добавили к восточной идее национальную холодную палитру).
Книга на потолке
Европейцы далеко не первый век везут из Индии украшения и мебель. Изделия из дерева, резьба по кости – вот те умения, которые не перестают нас восхищать. Издревле в Индии богатая орнаментика ложилась сплошным ковром на довольно простые конструкции. Основой декора служат резные панели, которыми украшают окна, двери, балконы, потолки и мебель; резные колонны и полукруглые арки.
В декоративных росписях, покрывающих обычно потолки, обрамления дверей, ниш – и сегодня преобладает флоральная тематика. Резьбу и индийские росписи можно научиться «читать», как книгу: концентрические круги – солнечный диск, прямые и волнистые лучи – солнечные лучи, плоские полукружия – восход и заход. Кроме символики резьба востока богата также и мифологическими сюжетами.
На скрещенных ножках
Мебель в Индии низкая, «приземленная», вся она отличается простотой форм и богатством декора. Самый распространенный тип мебели для сидения – табурет на скрещенных ножках с мягкими подушками в виде сплющенных шаров. В торжественных случаях и по сей день используют восточный тип трона с точеными ножками, сужающимися книзу, рейки и спинки которого раньше делали изогнутыми вперед и украшали резными фигурами. Не редкость – стул без спинки и тип табурета с ножками в ажурной резьбе. Спать в стране Востока предпочитали начиная еще с IV века до нашей эры и по сей день – на низкой кровати на четырех ножках, с пропущенными сквозь них опорами и плетеным основанием. Столы – преимущественно прямоугольной формы, с покрытием из матового лака и со столешницами из наборной мозаики. Значительно отличаются от европейских индийские шкафы — они, как правило, низкие и глубокие, на массивных ножках и простой прямоугольной формы. Нередко в нижней их части размещают выдвижные ящики, совмещая таким образом шкаф с комодом. Бывают как открытыми, так и закрытыми. По сути — это доступный элемент меблировки из дворцов махараджей. Тяжелые, вырезанные из тика, с дверцами, напоминающими ворота древней крепости, да еще и декорированные полосками из цветных металлов и резьбой — в таком вот практически первозданном виде они дошли до наших дней.
Отдельный вид мебели — шкафы «дамчи» для хранения вещей и постельного белья. Они представляют собой длинные ящики с четырьмя дверцами и на четырех ножках, традиционно украшенные резьбой и инкрустацией. Серванты и буфеты с удобными внутренними полками в Индии называют «альмади».
Не обязательный, но желательный элемент интерьера – живопись. К примеру, картины мадхубани из Бихары (восточные штаты) с незабываемо яркой и красочной палитрой и четкими контурами. Первоначально изображения наносились на стены, но позже их стали рисовать на вручную изготовленной бумаге или ткани.
Секреты лака
В начале ХIХ века любители индийской экзотики гонялись за пышно декорированными предметами, чем вызвали ажиотаж, в результате которого в Индию проникли многие европейские техники и формы. Не только Индия оказывала влияние на Англию – этот процесс был взаимным: мебель обрела европеизированные очертания, но продолжала украшаться классическими индийскими узорами.
В результате того, что техники отделки у мастеров востока передавались из поколения в поколение – многие из них были утрачены. Известно, что в древней Индии умели даже гнуть древесину, но со временем это умение было потеряно и вернулось опять таки через Европу только в позапрошлом веке.
Органично смотрятся в стилизованном интерьере «под Индию» изделия из тика, розового дерева, ореха, тростника, бамбука, стекла и металла. В украшении традиционно используют лакирование, инкрустацию, интарсию с перламутром, черным деревом, слоновой костью (бомбейская мозаика). Лакируют в Индии не только мебель, но и стены, и даже потолок. Самый распространенный метод – «нирмал». Название произошло от местечка Нирмал в Княжестве Хайдарабад около четырехсот лет тому назад. Лаки черного, красного и золотого цветов делают из натурального особого древесного сока, а точнее – из зерен. Таким лаком покрывают коробки и шкатулки, подносы и блюда. Затем изделия расписываются красочными изображениями лотоса, мифологических персонажей и копиями росписей пещерных храмов – и снова лакируются. Орнамент кашмирских лаков – обычно растительный, очень мелкий, сплошь покрывающий поверхность изделия. Лаки Ориссы имеют, как правило, красный фон с белыми «мушками», а росписи изображают легенды о Кришне. Самый популярный метод – лакирование цветными, быстро сохнущими лаками выточенных элементов мебели. Другой метод – многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито.
Наталья Фарносова , архитектор:
Индия – это красивая архитектура, храмы, пропитанные положительной суперэнергетикой, которая в любом случае воздействует и успокаивает. Индия – удивительная страна познаний и открытий… Индия – страна религий и традиций, где 90% женщин ходят в сари – красочных и цветных.
Популярность этнонаправлений в Европе связана с тем, что люди стали много путешествовать. Побывав в разных странах, они стремятся частицу другой культуры привнести в свой дом. Для меня каждая страна, где я побывала, ассоциируется с каким-то ярким образом. Куба – сигара и ее цвет. Бразилия – самоцветы и устрицы. Индия – перо павлина и ром. Этностиль в современных интерьерах выражается посредством декора, цвета, тканей, фактур. Можно ли сделать европейский интерьер с индийским уклоном? Если человека это одухотворяет, почему бы не попробовать…
Словарь терминов
Альмади – серванты и буфеты с внутренними полками.
Ганеша – один из самых почитаемых божеств в Индии. Его изображают с головой слона на человеческом туловище. Это бог предусмотрительности и мудрости.
Дамчи – шкафы для хранения вещей и постельного белья.
Инкрустация – украшение изделий рисунками из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней. Накладываются на поверхность предмета, отличаясь от него по цвету или материалу.
Интарсия – инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Две Индии
Сегодня сосуществуют две Индии. Одна из них – классическая: с живой этникой, с дешевой ручной работой, с недорогими тканями и резными изделиями, с живой мифологией и прочей такой дорогой нашему сердцу архаикой. Вторая – малознакомая нам Индия современного дизайна и гениальных по своей простоте идей (к примеру, стиральной машинки, способной стирать без воды и помещающейся в пуфике). Ярким примером такого противоречия выступает современная архитектура частных домов. В подтверждение приведем «Дом Утеса». Эта роскошная постройка великолепно вписана в ландшафт на высоте 90 метров от уровня аравийского моря.
Асимметричный скат крыши ни коим образом не ассоциируется с классической индийской архитектурой, но если присмотреться к дому внимательно, можно понять, что он принадлежит традициям земли, на которой построен. Общая площадь – 1397 м2: классические ставни, исконно индийские материалы в отделке, обилие бассейнов, простая и довольно традиционная мебель – все говорит о том, что характерная для индии архаичность не исчезает с приходом новых технологий. Философия востока только обновляется под влиянием времени и глобализации.
Стальной человек
В качестве примера переработки индийских традиций сегодня можно также привести широко известного во всем мире дизайнера Мукул Гойял (Mukul Goyal). Коллекции предметов для офиса из меди и стали авторства этого дизайнера выглядят ново и необычно. Гойял создает эскизы товаров для дома, декора и аксессуаров. Его стиль более чем узнаваем – это бесконечная игра «человечками». Тем не менее, каждое произведение мастера выглядит законченным, целостным и неповторимым. Таково свойство индийской культуры – изобразить одну и ту же фигуру Ганеши миллионы раз, и каждый раз подобное изображение будет выглядеть ново. Биография Гойял свидетельствует об отсутствии в современном мире национальных границ и о стойкости традиций: дизайнер является членом Королевского общества Искусств в Лондоне, обучался в миланской академии, а сегодня он — директор и разработчик Designwise в Индии, основанной им же в 1998 году. Со слов самого дизайнера, вдохновение он черпает из самой жизни. Свои конструкции он называет смесью традиционных материалов и их современного воплощения. Продукция этой марки доступна в магазинах подарков в более 30 странах по всему миру.
В гостях у Франции
Взгляд «с другой стороны» – особняк Pan Dei в Сен-Тропе, перестроенный в отель класса люкс Pan Dei Palais с интерьерами в индийском стиле. Идея для оформления возникла на основе легенды о романтической любви индийской красавицы и французского генерала, встретившего свою любовь в Пенджабе. Для своей прекрасной возлюбленной и пятерых детей, появившихся на свет в результате этой любви, в начале ХІХ века Жан-Франсуа Аллард, уроженец Сен-Тропе, построил Bannu Pan Dei – великолепную прованскую бастиду. В наши дни по эскизам декоратора Франсуаза Пио дом был отреставрирован. Сегодня этот отель, 12 номеров которого названы в честь разных индийских богов, украшают кровати из африканского дерева, консоли и секретеры из столетнего индийского бамбука, индийский хлопок – его общее оформление служит классической иллюстрацией к современному пониманию европейцами индийского этнического стиля.
Словарь терминов
Нирмал – лакирование красной, черной и золотой основой с дальнейшим нанесением на нее красочного рисунка и повторным лакированием.
Прованская бастида – одна из двух характерных форм традиционного дома в этом регионе. Бастиды, как правило, окружались благоухающими садами и рощами. Для самих построек характерна симметрия. Часто крашенные стены старинных бастид богато декорировались лепниной.
Сграффито (от итал. sgraffito — “выцарапанный”) — процарапывание верхнего слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир