Вода в ландшафте
Вода в культурах многих народов считается первоматерией для будущего творения Космоса. Во многих мифах Вселенная представляется как океан (вода), из которого появилось все живое. В большинстве традиций погружение в воду символизирует возвращение в первоначальную бесформенность, растворение форм и их воссоздание в первозданном виде, полное перерождение. Воды «очищают», «смывают грехи» и тем самым перерождают человека: этот смысл, сохранившийся в различных очистительных ритуалах, присутствует и в христианском таинстве крещения. На Востоке вода — жизненный дух Земли, ее дыхание, а дождь символизирует течение крови в организме. Примерно таким же было представление о воде и у древних славян. Для них реки и ручьи представлялись жилами земли, по которым, как кровь в теле человека, течет вода…
Водные композиции в древности
В Древней Персии и Индии было на высоком уровне садово-парковое искусство. Основой их строго геометричной планировки был так называемый «чор-бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густо посаженными деревьями, прудами и роскошными цветниками. Пространство делилось дорожками, растениями и большим количеством мелких каналов с водой.
В садах Древнего Египта композиционным центром ансамбля являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров. В прудах росли водные растения, плавали рыбы и водоплавающие птицы.
В садах Семирамиды в Древнем Вавилоне, как свидетельствует историки, были созданы прямоугольные террасы, образующие двадцатипятиметровую пирамиду, удерживаемую четко расположенными рядами колоннад. К вершине пирамиды вели лестничные ходы, каждый ярус пирамиды украшали фонтаны с бурлящей, ниспадающей каскадами, водой. Система полива этих садов была поистине уникальной и невероятно сложной.
Свойственное древним грекам стремление к гармонии с природой отразилось на их садово-парковом дизайне: он отличался значительно более свободной планировкой и структурой композиции. Источник воды в садах Древней Греции становится водным садом, а поблизости в честь богов воздвигают храмы.
Древние римляне сумели творчески переосмыслить предыдущую эпоху и привнесли лучшие элементы греческих увеселительных садов в свои парки при виллах, используя воду в декоративных целях. Появляются каналы со струящимися ручьями, по берегам которых сооружают гроты и колоннады. Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства римлян может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки— некоторые из них функционируют до сих пор.
В эпоху раннего Средневековья сад выполнял утилитарную функцию — обеспечивал его владельцев едой. Сады не отличались изысканностью водных затей. Только во времена Ренессанса вода становится главным элементом ландшафта. Красоту водоемов на участке подчеркивали обрамлением: балюстрадами, чашами, а каскады, фонтаны, водяные лестницы украшали скульптурой. Невиданной роскошью отличались сады барокко. В гротах устраивали хитроумные сюрпризы: неожиданно возникающие струи воды обливали гостей с ног до головы к нескрываемому удовольствию хозяев. Фонтаны «пели», как птицы. Гидравлические сооружения достигали огромных размеров. Создатели французского регулярного сада сделали ставку на масштаб и раскрытие перспектив. Огромные водные зеркала простирались вдоль протяженных аллей. В Версале центральная ось большого канала устремлялась к западу, и эффектное отражение солнца символизировало славу короля. Водоем украшали большим количеством фонтанов, скульптурными композициями.
Просвещенный XVIII век восстал против искусственности французских парков. Идеологи зарождавшегося пейзажного сада Уильям Кент, Ланселот Браун отрицали насилие над природой, даже если речь шла только о стрижке кустов и принуждении воды к неестественному извержению. Стали создаваться сады с безмятежной водной гладью, восхитительными склонами, с изрезанной береговой линией, природными каскадами. Однако визуальная естественность на самом деле была плодом большого труда. Новое направление быстро завоевало всю Европу. На смену моде на пейзажные сады пришла эклектика. В искусстве садов стали смешивать элементы пейзажного и регулярного направлений. Фонтаны устраивают уже не только в регулярных, но и в пейзажных парках. Также вы можете ознакомиться с разными способами освещения дачного участка и узнать о том, как правильно выбрать растения и какие колористические решения для сада подойдут на вашем участке.
Автор: Cветлана Витовцева, ландшафтный дизайнер
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн