Как добраться к Херсонес Таврическому
Расположен на Южном побережье Крыма в Севастополе. Расстояние от Киева 1000 км, от Ялты – 78 км
Нет более яркого и таинственного представителя эпохи античности, чем этот древний город на берегу Черного моря, в западной части Севастополя. Руины Херсонеса Таврического считаются наиболее изученными среди крымских руин — археологические раскопки здесь ведутся более 170 лет. Благодаря им сегодня мы можем хотя бы представить, каким был Херсонес более чем 2000 лет назад.
История и раскопки Херсонес Таврический
За два тысячелетия своего существования Херсонес знал множество взлетов и падений. А самые значимые вехи его истории связаны с именами скифского царя Скилура, понтийского владыки Митридата, римского императора Гая Юлия Цезаря, киевского князя Владимира и монгольского хана Эдигея.
В переводе с греческого «херсонес» — «мыс», «полуостров», так как располагается между двумя бухтами — извилистой Карантинной и небольшой округлой Песочной.
Первыми заселили эту землю греческие переселенцы из Эллады. А второе название городу — Таврический дали местные племена — тавры. Тогда, в V веке до н. э., Херсонес был типичным городом-государством с демократической формой правления. Принимал активное участие в общегреческих праздниках и состязаниях, вел активную внешнюю политику. Вторую половину IV — первую половину III вв. до н. э. называют столетием расцвета Херсонеса. Население города превышало пять тысяч человек, территория города (26 га) была обнесена мощной оборонительной стеной с высокими башнями, защищавшими город с суши и с моря.
Усадьбы эллинов
По своей планировке Херсонес являлся типичным эллинистическим городом. В основу плана была положена сетка прямоугольных кварталов, в каждом из которых было от 2 до 5 городских усадеб.
Площади строго подчинялись регулярной городской планировке, они вписывались в прямоугольную сеть улиц. В центре находились акрополь и агора — главная площадь. Здесь же были самые важные общественные постройки: монетный двор (сохранилась нижняя часть), театр на 3000 мест (сохранились дугообразные уступы, служившие местами для зрителей), храмы и другие, не сохранившиеся до наших дней здания. Городской центр украшали статуи божеств и видных общественных деятелей. Характерной особенностью городских усадьб являлся узкий коридор, который соединял улицу со двором. При усадьбах, как правило, имелись кладовая, вырубленная в скале, цистерна или колодец во дворе. Более богатые дома строились двухэтажными с росписью по штукатурке, с ванной комнатой. Полы в ванной были мозаичными из цветной гальки.
Подчинение Риму
В I–IV вв. Херсонес начинает утрачивать былую свободу. Из-за участившихся набегов скифов, херсонеситы вынуждены искать поддержки у сильных мира сего. Вначале таковым был для тавров понтийский царь Митридат Евпатор, позднее — Юлий Цезарь. Посылая войска на защиту Херсонеса, и Евпатор, и Цезарь требовали только одного — подчинения. Руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам, то предоставляли ему свободу.
Зависимость от Рима не могла не отразиться на архитектуре Херсонеса. Увеличиваются размеры кварталов, а дома строятся с более массивными стенами и достигают 10–12 метров в высоту. Активно строятся оборонительные сооружения. Для декорирования построек часто применяются привозной белый мрамор, местный известняк. В городе оборудуется водопровод с использованием керамических труб. Перестраивается театр, который начал выполнять и функции цирка — для боев гладиаторов.
«Под знаком креста»
После падения Римской империи Херсонес переходит под власть Византии и служит ее посредником в морской и сухопутной торговле с Северным Причерноморьем и Русью. А также получает два новых имени: на Руси – Корсунь, а в византийских документах – Херсон.
На рубеже III — IV вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства, однако становление новой религии происходило здесь долго и мучительно. Только после того, как войска князя Владимира осадили город и взяли его силой, вопрос христианизации решился кардинально. Вскоре после этого Владимир Красно Солнышко принял крещение и повенчался с византийской принцессой Анной. Херсонес стал отныне колыбелью христианства, в котором не место больше античным богам. Посему в городе массово разрушаются античные культовые сооружения, уничтожаются скульптуры. Вместо этого создается мощная система обороны города. Главным бастионом стала круглая античная башня Зенона, диаметр которой — 19,2 м.
А в целом Херсонес сохранил в средние века регулярную античную планировку. Город был хорошо обеспечен водой. В самой возвышенной части располагалось водохранилище с постоянным запасом воды на случай длительной осады или засухи. Уличные водостоки отводили грязные и ливневые воды за пределы города.
Жилые дома были не просто отдельно стоящими зданиями. Как правило, это были усадьбы, представлявшие собой замкнутый жилой и хозяйственный комплекс, в который входили один или два дома, производственные помещения, двор, а в отдельных случаях два двора, вокруг которых группировались вспомогательные постройки. Архитектура Херсонеса отражала обычную для феодального города картину социального неравенства его жителей: контраст между богатством и бедностью.
Дома богатых были двухэтажными, иногда с верандами. Наверх вели наружные или внутренние лестницы из камня и дерева. Верхние этажи отводились под жилье и кладовые, в нижних этажах и пристройках размещались кухни, пекарни, мастерские, торговые лавки, содержался скот. В подвалах хранились запасы рыбы, хозяйственный инвентарь, тара и т. п. Основным строительным материалом был камень, в некоторых домах второй этаж был деревянным. Крыши покрывали черепицей.
Падение Херсонеса
В Х веке Херсонес был неким связующим звеном между Русью и Византией. В 944 г. князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон (Херсонес), соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсунскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.
А вот в XI-XII вв. наблюдается некоторое ослабление торгово-экономических позиций Херсонеса. Но он еще оставался опорным пунктом византийской империи в Таврике. Однако после падения Византии для Херсонеса настали темные времена. В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. В середине XIV в. контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть былое величие Херсонеса им так и не удалось. А в 1399 г. хан Эдигей придал его огню. В середине XV века жизнь здесь замерла окончательно, и город покинули последние жители. Когда в 1475 году Крым был завоеван турками, Херсонеса уже не существовало. Великолепные колонны его храмов турки вывозили для украшения своих городов, а остальные руины зарастали степными травами.
Первые раскопки
Датой начала археологических раскопок в Херсонесе считается 1827 г., когда по распоряжению губернатора Севастополя проводились поиски христианских храмов. Руководил работами офицер Черноморского флота Крузе. По некоторым данным, раскопки имели не научный характер. А были связаны с желанием российского императора Николая I поставить в Херсонесе обелиск в память о месте крещения князя Владимира.
Вскоре желание императора преобразовалось в проект постройки собора. Именно с целью определения места для постройки храма началась экспедиция лейтенанта Крузе. В результате были определены местоположение и контуры фундаментов комплекса храмов в районе центральной площади Херсонеса. Находившийся там самый большой храм и решили считать тем самым местом, где произошло крещение князя Владимира.
В 1829 г. на базе археологических раскопок Херсонеса был основан музей.
В ходе строительства собора и комплекса монастырских зданий рядом с ним и были уничтожены или повреждены многие археологические памятники.
Так как до 1876 г. раскопки в Херсонесе проводил только монастырь, сохранялись только предметы византийского периода истории, из артефактов которого при монастыре был создан «Христианский музей».
Борьба с монастырем
В 1888 г. по рекомендации Одесского общества любителей истории и древностей официальным заведующим раскопками и городищем был назначен севастополец Карл Косцюшко-Валюжинич. За 20 лет им было сделано очень много — никогда больше работы не проводились с таким энтузиазмом, размахом и упорством. Было раскопано несколько тысяч могил и склепов. Именно им был найден получивший мировую известность высеченный на каменной плите текст присяги гражданина Херсонеса и целый ряд других письменных памятников, рассказывающий о жизни херсонеситов.
К сожалению, от конкретных задач археологии его часто отвлекала длившаяся все эти годы борьба с Херсонесским монастырем, начальство которого непрерывно слало на него доносы в Петербург с обвинениями в политических и религиозных преступлениях. Но у Карла Каземировича были и свои заступники в Петербурге. Контрадмирал великий князь Александр Михайлович лично принимал участие в раскопках Херсонеса и часто финансировал их сам или добивался государственных субсидий.
Карл Косцюшко-Валюжинич стал основателем музея Херсонеса в 1892 г. Правда назывался он «Склад императорской археологической комиссии». И до 1925 г. находился в одноэтажном бараке.
Современное состояние Херсонесский музей приобрел в 1925 г., когда ему были переданы все помещения закрытого в 1921 г. Херсонесского монастыря. А в 1925 г. возобновились археологические раскопки, прерывавшиеся лишь во времена войн. После Великой Отечественной войны он назывался Херсонесским государственным историко-археологическим музеем. В 1978 г. в Севастополе организован заповедник с филиалами «Крепость Чембало», «Крепость Каламита» и отделом «Гераклейские клеры», в который вошли городище Херсонеса и музей. Однако половина античного Херсонеса по-прежнему находится под многометровыми слоями земли и таят множество тайн.
Редакция благодарит Национальный заповедник «Херсонес Таврический» за помощь в подготовке материала.
Автор: Андрей Грачев
Источник: Ландшафт. дизайн