История Прошлое и настоящее вертикального озеленения
Вдохнуть жизнь в каменные стены домов человечество стремилось всегда. Первые попытки озеленить вертикальные поверхности были еще у древних египтян. Древние греки и римляне успешно экспериментировали с висячими садами, украшая все возможные части зданий живыми растениями, а в Помпее каждый третий двор был украшен «живой» стеной. В средневековье это искусство приобрело другие формы — растения на вертикальных поверхностях украшали не только стены, но и многочисленные беседки, перголы, своды.
Стремление человека украсить город живой природой, каким-то образом сгладить темп жизни и напомнить о вечном в эпоху прогресса поугасло. Новые формы, новые материалы, новые возможности — и за ХХ век выросло огромное количество городов из бетона и стали, и такое же количество растений было погублено…
Главное отличительной чертой современного вертикального озеленения является то, что растения по стенам не только вьются, но они и растут, образуя живой ковер. Автор нового витка развития вертикального озеленения — француз Патрик Бланка. Но его «живые стены» — не тренд и не мода. Каждый раз это эко-шедевр, который становится классикой урбанизации.
Декор как основа эко-стиля
Возможность именно высаживать растения, а не только использовать их особенность виться, открывает принципиально новые горизонты в ландшафтном дизайне. В первую очередь это — декорирование.
Драпировать холодный камень и бетон — не что иное как наделение его теплом и жизнью. Заложенное в человеке стремление к красоте всегда толкало на поиски новых возможностей сгладить унылый вид надежной, функциональной, но неживой и неэстетичной поверхности. Но никакие, даже самые лучшие фасадные краски, самые современные технологии декорирования, самые последние достижения в области отделки экстерьера и интерьера не сравнятся с совершенством живой природы. Природы, который мы можем любоваться не только в выходные, выбравшись в парк или по National Geography, но которая каждый день в наших, и на наших домах. В первую очередь, это красота вьющихся растений.
При помощи лиан можно быстро и эффективно оформить объект, декорировать неприглядное сооружение и высокие ограды, организовывать пространство сада при помощи пергол и трельяжей, изолировать места отдыха (площадки отдыха, детскую, спортивную) и, наконец, создать оптимальный микроклимат участка.
Живой декор — тренд, который вот уже который год заявлен на всех без исключения мировых выставках и смотрах интерьерного и экстерьерного искусства. Важно, что декорировать можно не только вертикальную стену, но и создать живой пол, либо панно из разнообразных растений.
Особое место в вертикальном декорировании занимает возможность живой живописи. Картины из цветов, которые способны менять свою тональность, объем, которые, в зависимости от периода активности того или иного вида растений меняют «технику» исполнения. Изысканные картины могут быть особенно интересны любителям абстрактной живописи, ведь задуманный биохудожником сюжет может иметь совершенно иную интерпретацию в глазах зрителя.
Создавая живые картины, достаточно хорошо понимать особенности каждого растения, его фазы цветения и, рассчитав его жизненный цикл, создать необходимый рисунок, правильно скомбинировав различные виды. Подобные картины или панно создаются сперва в чертежах, после чего монтируется система жизнедеятельности, в которую высаживаются «живые краски». Кстати, высаживать в картины можно до 200 видов различных растений, каждое из которых будет отличаться оттенком, формой, временем цветения.
Цветовые картины сами по себе настолько неординарны и изящны, что не требуют никаких дополнительных вспомогательных эффектов. Так, использовав в интерьере или экстерьере цветовую картину, не придется задумываться об ином декоре и о стилевом сочетании. Цветовая картина сама по себе станет лучшим декоративным элементом и, как истинный шедевр, не потребует дополнительной мишуры.
Тренд жизни — экологичность
Экологичность — проблема социума XXI века, которую прекрасно решает вертикальное озеленение. Эстетика и красота хороши, но если мы задыхаемся от выхлопных газов, они теряют свою ценность. Живые стены изначально создавались именно для решения основной задачи века прогресса и урбанизации. Как создать минимальный эко-барьер в загрязненном жизненном пространстве горожанина. Растения — живые фильтры, которые очищают воздух. Поглощая вредные газы и вырабатывая кислород, они очищают атмосферу жилища. Живая стена увеличивает концентрацию кислорода вокруг здания, благодаря испарению с листьев растений влаги, она насыщает сухой воздух влагой.
Очень важная функция такого растительного фасада — смягчать климат в помещении в любое время года. Живая стена поглощает до 40% теплового потока, снижая температуру внутренней стены на 20°С, в то время, как температура растения на 3–50°С ниже воздуха в помещении. Растения выполняют роль термоса, который в холодное время тепло сберегает, а в жаркое — наоборот, гасит. При этом термос этот, или «одежда» здания — совершенно экологичный, не говоря о пользе для здоровья обитателей.
На открытых стенах зданий, на балконах и верандах, террасах и навесах живые стены создают тень, укрывая людей от палящего солнца. Если искусственные аналоги укрытий от солнца тепло в себе аккумулируют, то растения его преобразуют в жизнь. А что может быть более важным, чем жизнь в условиях тотальных искусственных суррогатов и имитаций?
Скептики могут ухмыляться: мол, высадить живые стены без использования химии и достижений прогресса невозможно. На самом деле, технология создания подобных эко-чудес проста. Например, на фасаде здания либо вертикальной поверхности сперва закрепляется металлическая рама, к которой монтируется пластиковый каркас, покрытый специальным войлоком. В войлоке проделываются небольшие отверстия — мини-горшки для растений, в которые высаживаются правильно подобранные между собой виды флоры. Питаются растения обыкновенным капельным способом, а недостаток минеральных элементов, содержащихся в природной среде, с успехом компенсируется специально сбалансированной подкормкой из калия, магния, фосфора, азота и др. Система такой живой стены не представляет физической опасности для здания — в среднем квадратный метр не весит более 30–40 кг.
Одной из важных особенностей подобного монтажа является то, что растения можно менять под настроение или интерьер — ведь каждый «живой обитатель» имеет индивидуальную ячейку. Кстати, это дает возможность вовремя «почистить» сад — убрать заболевшие либо увядшие цветы. Главный же принцип при выборе — неприхотливость и высота — до 25 см взрослого растения.
Сегодня появилось достаточное количество профессионалов, которые по следам Бланка создают живые стены, рассчитывая все особенности до мельчайших подробностей. Благодаря модульному принципу монтируются живые стены быстро и легко, наличие холодной воды позволяет высадить растения в любых условиях, а система водоотвода не нужна — ведь растения орошаются капельным способом.
Имена в ландшафте
Вертикальные сады Патрика Бланка фотографии
Будучи ботаником, считается признанным гуру фитодизайна и специализируется исключительно на создании вертикальных садов на фасадах домов. Является изобретателем современных «живых стен», озеленяющих бетонные джунгли и не только. Его идея «живой стены» родилась из наблюдений за растениями в их естественном состоянии и требует глубоких знаний в области ботаники.
Первые ботанические эксперименты Бланк начал проводить еще в детстве. Тогда, забавляясь в саду своего пригородного дома, он высаживал цветы на сетчатую ограду вдоль каменной стены и наблюдал, смогут ли они там выжить. Опыты продолжались в домашнем аквариуме с небольшим количеством воды, обогащенной минералами. Детское увлечение переросло в научный интерес — Бланк поступил в парижский Pierre & Marie Curie University и отправился изучать тропические леса Малайзии и Таиланда, где был заворожен способностью растений комфортно укореняться даже на вертикальных скалистых склонах с минимальным освещением. Получив диплом, он стал членом престижного во Франции Национального исследовательского центра (CNRS), где работает до сих пор (сейчас ему более 50 лет).
В свой дизайнерский талант поверил в 1994 г., когда создал первую публичную композицию вертикального сада на парижском фестивале ландшафтного дизайна Chaumont-surLoire. Его инсталляция поразила зрителей, угадывающих, каким же образом над небольшим водоемом с золотыми рыбками «зависла» стена из экзотических и традиционно садовых растений. Необычную инсталляцию тут же признали новым трендом дизайнерского искусства и сохранили для последующих фестивалей. Всемирная слава пришла к французскому ботанику в 2006 г., когда он закончил проект Musee du Quai Branly в Париже: на внешнее озеленение-драпировку стены здания (а это 800 м2) было использовано 15 тыс. растений 170 видов, которые образовали удивительный «живой» гобелен.
Вертикальное земледелие
Потребность в экологичных продуктах в сочетании со стремлением к открытию новых возможностей и последние тенденции в вертикальном озеленении породили такое принципиально новое направление, как вертикальное земледелие. Робкие попытки вырастить не только красоту, но и пользу увенчались успехом и особо смелые выращивают вертикальные сады. Правда, это еще только декоративные фрукты, но это первый шаг к постижению другого, не плоского пространства. С успехом создаются и вертикальные грядки, в которых выращиваются овощи и ягоды. Успехи достигаются особо ретивыми огородами-экспериментаторами в выращивании пряностей. Удобно, подойдя к стене-огороду сорвать все необходимое для приготовления, например, мохито.
Практичные американцы, не обделенные земельными угодьями, и те запланировали строительство самой грандиозной в мире вертикальной фермы высотой в 30 этажей и стоимостью в $200 млн. На ферме под Лас-Вегасом планируется разводить до 100 различных культур.
Вертикальное земледелие набирает обороты еще и потому, что многие биологи в последнее время увлеклись селекционированием и разведением именно вьющихся форм растений — достаточно вспомнить многочисленные вьющиеся сорта клубники. Ведь именно за таким земледелием – будущее.
Вертикальная практика
Эстетика, экология, земледелие — все эти функции важны, но не стоит забывать и об элементарной защите. Ведь испокон веков известны живые изгороди, которые защищали от постороннего глаза большинство усадеб и домов. Живые изгороди, живые стены, живые коридоры и организация живого пространства не выйдут из моды никогда.
Принцип, положенный в основу создания живых изгородей таков же, как и принцип высадки живых стен. Правильно подобранные растения высаживаются в определенном порядке, желательно на существующую основу, которую они будут впоследствии оплетать.
Особенность подобного живого ограждения в том, что ему можно придать любую форму и создать поистине неповторимый дизайн. Кстати, сквозь большинство изгородей не проберется даже еж, не говоря уже о более крупных «нарушителях».
Садовое и ландшафтное искусство знает множество примеров роскошных топиаров, которые стали буквально шедеврами этого вида искусства. Обсаженная живой изгородью глухая стена преобразится из неприглядной «зоны» в элегантный живой забор. Отдельное место в этом ряду занимают различные арки, беседки, перголы, украшающие большинство наших садов. И, если чудеса месье Бланка до нас доходят лишь очень эпизодично, то элементы вертикального декорирования в привычных для нашего человека ландшафтных формах явление распространенное, на котором следует остановиться детально.
Вертикальное декорирование — одно из самых простых и доступных средств оформления объектов в ландшафтном дизайне. Лианы, наряду с деревьями и кустарниками, цветниками и газонами позволяют при самых минимальных затратах получить высокий декоративный вертикальный эффект. Наиболее ценными качествами многолетних лиан являются красочность и живописность листовой поверхности в весенний и осенний период. У декоративно-лиственных лиан богатство форм и фактур листовой поверхности; обилие цветочной массы и богатство окрасок цветков у красивоцветущих лиан, яркая окраска плодов, динамичность облика растений (движение в вертикальном либо горизонтальном направлении, использование в качестве ампельного), эластичность стебля. Многолетние красивоцветущие лианы (клематис, текома, жимолость) по красоте цветения не уступают травянистым цветочным растениям, красиво цветущим кустарникам и деревьям.
Другие лианы декоративны в период плодоношения (древогубец, лимонник китайский, жимолость каприфоль, отдельные виды виноградов). Яркой окраской листвы в осенний период отличаются виноград девичий, древогубец и виноград амурский). Ценность также представляет декоративная мозаика листвы (аристолохия крупнолистная, виноград девичий тризаостреный ф. Вейчи). Отдельной группой стоят лианы, обладающие способностью взбираться на стены без специальных приспособлений с помощью присосок (плющ обыкновенный, гортензия лазящая, девичий виноград ф. Энгельмана, девичий виноград ф. Вейчи). Лианы могут быть использованы как почвопокровные растения при оформлении откосов (плющ обыкновенный, текома укореняющая). Красиво цветущие (клематис и плетистые розы) — лианы, отличающиеся огромным видовым и сортовым разнообразием, характеризуются обильным и продолжительным цветением в течение почти всего вегетационного периода.
Для формирования выразительного ландшафта не обязательно применять весь ассортимент существующих лиан, достаточно познакомится с приемами вертикального декорирования и умело использовать их в соответствии с общей концепцией объекта. При декорировании ландшафтных объектов лианами растения должны быть подчинены общему решению участка.
Оформление зданий
Приемы оформления зданий следует подбирать в соответствии с их функциональным назначением и внешним обликом, ориентацией и этажностью. Для этого желательно применять одиночные лианы с формированием их основных и боковых ветвей так, чтобы они не закрывали архитектуру этих зданий, а подчеркивали ее индивидуальный облик. Подойдут самоприсасывающиеся лианы, не требующие опор и дающие ровную декоративную листовую поверхность, например, девичий виноград тризоостренный. Растения должны выделять, подчеркивать и усиливать архитектурное решение зданий, а иногда и маскировать неприглядные фасады. Для этого используют разные приемы: сплошное декорирование, декорирование группой лиан и одиночными лианами с организованным формированием их ветвей по определенной системе.
Сплошное декорирование применяют при маскировке малодекоративных фасадов, а также глухих стен. Этот прием предполагает тщательное формирование побегов вокруг окон и входов. Вьющиеся растения можно размещать на фасадах зданий в определенном ритме. Ритмичное чередование может быть различным, но обязательно должно быть подчинено ритму архитектурных элементов дома.
В зависимости от архитектурного решения здания, композиции вертикального декорирования могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные применяются при оформлении зданий, у которых необходимо подчеркнуть их симметричные решения. Асимметричные композиции можно использовать для зданий как с симметричным, так и с асимметричным архитектурным решением.
Иногда бывает достаточно декорировать только вход в дом. Для декорирования входов с козырьками используют козырек стойки или решетки в качестве опор для вьющихся растений. При отсутствии козырьков, опорами могут служить различные трельяжи и решетки, располагаемые непосредственно у входа. Для входа подойдут лианы как декоративно-лиственные, так и красивоцветущие.
Оформление малых архитектурных форм
Декорируя вьющимися растениями сооружения садово-парковой архитектуры (перголы, навесы, беседки, трельяжи, павильоны и беседки), а также различные ограды, подпорные стенки, лестницы, следует учитывать степень их декоративности, размеры и материал изготовления. Архитектура арок, пергол, беседок в ряде случаев может быть подчинена вьющимся растениям. К ним относятся малодекоративные сооружения, конструкции которых представляют собой лишь опоры-каркасы для формирования вьющихся растений. Такие опоры желательно увивать лианами полностью. Для МАФ можно применять различные приемы оформления: сплошное декорирование, свободное размещение одиночных лиан или групп лиан по их поверхности, ниспадающие гирлянды.
Оформление подпорных стенок
Для оформления невысоких подпорных стенок используют низкорослые лианы (плетистые розы, жимолость). Их можно сочетать с однолетними вьющимися и ампельными цветочными растениями, которые усиливают декоративный эффект композиции. Ампельные растения высаживают на верхней террасе или в пустотах кладки, а вьющиеся лианы — преимущественно на нижней террасе.
Невысокие подпорные стенки большой протяженности можно оформить также высокими лианами, но с горизонтальным формированием основных ветвей.
Высокие подпорные стенки до 2 м и более декорируют более высокими лианами. Высаживают их непосредственно у подпорной стенки. На верхней террасе высаживают вьющиеся лианы, не имеющие присосок и свободно ниспадающих по стенке (декоративные винограды). Такой прием зрительно сокращает высоту стенки. На нижней террасе лучше использовать самоприсасывающиеся лианы, не требующие опор.
Оформление заборов
Малодекоративные заборы, например, бетонные, желательно декорировать большими массивами из вьющихся растений. Подойдут как самоприсасывающиеся лианы, так и вьющиеся, нуждающиеся в опорах.
Для вьющихся растений, не имеющих присосок, может служить опорой мягкая проволока, натянутая на штыри.
Декоративные ограды, например, чугунные решетки с литьем, как правило, не нуждаются в оформлении вьющимися растениями. Но в некоторых случаях возможно оформление одиночными лианами. Их нужно использовать так, чтобы не закрывать декоративный рисунок ограды.
Декорирование и укрепление откосов, лианы в качестве почвопокровных
Лианы можно использовать для укрепления и декорирования откосов. Ассортимент следует подбирать с учетом размещения откосов.
Если откосы размещены на открытых и хорошо освещенных участках, то для их оформления следует применять светолюбивые и засухоустойчивые лианы. Откосы в тени декорируют теневыносливыми лианами: плющ, хмель, виноград девичий. Некоторые виды лиан можно использовать как почвопокровные: некоторые виды клематисов, плющ, девичий виноград. Лианы можно использовать и там, где посадка деревьев и кустарников невозможна из-за недостатка площади.
Автор: Светлана Витовцева, ландшафтный дизайнер, член Союза дизайнеров Украины; Татьяна Шагинян, кандидат культурологии
Источник: Ландшафт. дизайн