Новаторство (стиль модерн в архитектуре)
Появлению стиля модерн мы обязаны в первую очередь архитекторам, которые в конце XIX – начале XX века по достоинству смогли оценить такой пластичный материал как бетон. Известный еще древним римлянам, использовавшим его в качестве связующего в архитектуре (по составу это был несколько иной бетон, отличный от современного, так как в него добавлялся вулканический пепел – но сам принцип материала аналогичен). Бетон в архитектуре дал возможность искривлять линии стен по прихоти человека, изгибать фасады, круглить окна и струить карнизы – подобные конструкторские решения позволили воплотить в жизнь принцип «органической архитектуры» с привязкой строения к окружающему пейзажу. С тех пор внешний облик здания стал зависеть от его внутреннего содержания. Конструктивные и декоративные элементы соединились в единое целое, а само создание дома начало мыслиться изнутри-наружу.
Многоликость
Стиль привлекает некоторой степенью эклектичности, возможностью уложить в канву модерна черты искусства разных стран и эпох. А также символизмом, который как никогда соответствует обществу массового потребления рекламного знака. Когда любая загогулина или даже простое сочетание двух цветов могут обозначать целые корпорации с мировыми именами. Важно только не путать этот стиль с простым понятием «современного», а также с модернизмом.
История развития стиля модерн
Исторический модерн многолик: модерн венский (сецессион в Австрии), берлинский (югендстиль), парижский («артнуво» во Франции), итальянский (либерти), московский, петербургский, «национальный романтизм» Скандинавских стран.
Представители французской, чешской и венгерской разновидностей модерна были декоративистами; немецкие и английские – мастерами-конструктивистами.
Модерн привил европейцам любовь к панно, мозаикам, витражам, кафельной облицовке, декоративным рельефам всему сразу в рамках одного интерьера. Декор стал неотделим от внутреннего пространства. В оформлении применялись цветная фанера, слоновая кость, металл, жемчуг. Нередко, предметы интерьера создавались по авторским чертежам на заказ. Близок нам модерн и тем, что все природные формы, от которых он отталкивается, служат лишь источником вдохновения, превращаясь в интерпретации архитекторов и дизайнеров модерна в ирреальные и фантазийные.
Парадоксы стиля
Хронологические рамки модерна очень узки – с 1886 по 1914 года.
Немалую роль в развитии стиля сыграло распространение электричества в 1900 году – искусственное освещение изменило цветовидение интерьеров, внесло новые приемы в оформление пространства. Чего стоили хотя бы витражи с подсветкой. Кстати сказать, огромные окна на весь этаж (готические соборы не в счет – речь идет о пространстве человека, а не Бога) – также изобретение модерна.
На самом деле этот стиль настолько разнообразен и вариативен, что в его многочисленных ответвлениях можно найти мотивы и цветовые сочетания на любой вкус. О Вене конца ХIX века писали: вавшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цвета».
И рядом с тем с 1898 года в Вене существовал «Сецессион» – «стиль практической полезности» с его простыми геометрическими формами и минимумом декора. Одного из архитекторов венского модерна за пристрастие к геометрии и вовсе прозвали «дощатым» или «квадратным». Дальше всех зашел австрийский архитектор А. Лоос, который вообще отказался от всяких «орнаментов как детского лепета живописи» и «искусства дикаря».
Искусство изменит мир
Первоначально искусство модерна рассматривалось в качестве средства социальных преобразований. В обществе сильна была вера в то, что искусство может изменить мир. С этой целью утверждалось единство стилеобразующих принципов окружения человека – от архитектуры до деталей костюма. В результате такого симбиоза линейные плетения и растительные узоры усыпали потолки, стены и платья на равных правах.
Художники и архитекторы модерна проектировали не только стены и фасады, но и мебель, интерьеры, автомобили.
Так что не удивительно, что модерн получил широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве, где предметы уподобляются органическим формам, а широкой индустрии противопоставляется ручная работа. Сегодняшние аналогичные тенденции – отклик прошлого модерна.
Прообраз современности
В период модерна были организованы творческие мастерские, послужившие образцом для современных французских дизайнеров: объединения архитекторов и художников-прикладников, которые могли разработать и осуществить конкретное задание. Среди подобных творческих групп можно отметить «Мезон модерн», оказавший огромное влияние на формирование вкусов в начале прошлого века. Среди талантливейших участников были бижутьеры, разработчики эскизов вышивок и мебели. Весь интерьер создавался в прекрасно налаженных мастерских мастерами-исполнителями.
Мастера стекла
Эпоху модерна можно смело называть эпохой стекла.
На выставке 1900 года особо ярко проявил себя Эмиль Галле – блестящий экспериментатор над созданием новых видов стеклянной массы. Полупрозрачный материал он комбинировал с непрозрачным, создавая многослойные поверхности, напоминающие драгоценные камни или камеи. Скульптурный декор стен у него «переполз» на вазы, с характерной для модерна орнаментикой и мифологическими сценами. Сложная по форме посуда Эмиля Галле составила славу французскому стеклу того периода, его последователей можно обнаружить по всей Европе и в наши дни.
Выдающимся мастером бижутьером первых десятилетий XX века был Рене Лалик, также работавший со стеклом. И если Галле был мастером имитаций, то Лалик понимал и выражал свойства самого материала. В его работах нет скульптурных повторений, каждая вещь – своего рода драгоценность.
В 1901 году случился новый прорыв – Анри Кросом был вновь открыт утерянный секрет выделки пластического стекла, позволяющего создавать из этого материала сложные формы вроде подсвечников.
Мебельные изыски
От стилистического единства пространства интерьера был всего один шаг к мебельным гарнитурам. «Первую скрипку» начал играть сервант или буфет, размещавшийся обычно в гостиной и служившим подтверждением статуса владельца. Имеются ввиду классические буфеты: двух, -трех, -четырехстворчатые конструкции более двух метров высотой, с застекленными верхними дверцами и нижними глухими дверцами или ящиками. Сервант отличается меньшей высотой верхней и нижней частей. На примере этого предмета мебели можно с легкостью проследить основные тенденции модерна.
В качестве примера можно привести буфет бельгийского мастера Виктора Орта – это классическая четырехстворчатая конструкция покрыта «произрастающими» формами. Соединение частей мебели – плавные и изогнутые, даже стекла дверец из разноцветного стекла – выпуклые. Если говорить о конструктивном направлении, то главным мастером следует назвать шотландского архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша. Декоративность в его работах практически отсутствовала, мебель была геометричной и функциональной. Эталон – буфет «в японском стиле», созданный Чарльзом в соавторстве с супругой Маргарет Макдональд: простой, лаконичный и отчетливый по форме, с прямоугольными и квадратными элементами, он лишь слегка украшен изящным цветочным орнаментом. Кстати, именно Макинтош начал использовать восточные мотивы в европейском мебельном декоре, а мебель по его эскизам производится и сегодня.
От модерна берет отсчет сложное хитросплетение стилей и многообразие сочетаний, составляющие основу современной жизни. Этот стиль ознаменовал начало эры стекла и бетона, орнаментики и природных форм. Именно благодаря модерну наш мир выглядит сегодня таким, каким мы его видим.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир