Воздушная перспектива сада — это оптическое явление «охлаждения» цвета предмета, по мере его удаления от наблюдателя. В силу волновой природы света и совершенно определенных параметров молекул, составляющих воздушную смесь, рассеивание синей части спектра в воздухе в несколько раз интенсивнее, чем рассеивание красной части. Совершенно очевидно, что чем больше расстояние между зрителем и предметом, тем толще и мощнее «синий светофильтр», через который этот предмет наблюдается. Очень важное явление, подарившее нам несколько правил и приемов для работы с проектами и реальными ландшафтным стилем и композициями.
Леонардо да Винчи отдельно описывал еще одну перспективу — перспективу четкости очертаний. Это оптическое явление уменьшения контрастности изображения предмета и размывания его видимых очертаний, по мере удаления его от наблюдателя. Великий ученый и художник был прав, не объединяя эту перспективу с перспективой воздушной. У этих перспектив разная природа, и в разных обстоятельствах перспектива четкости очертаний действует очень по-разному. В сущности, эта перспектива — не что иное, как следствие действия двух предыдущих перспектив. По мере удаления от наблюдателя размеры деталей или фактур, составляющих предмет, значительно уменьшаются и сливаются — контрастность самого предмета усредняется. Края становятся более размытыми, потому что некоторые цветовые участки просто «выпадают», вследствие действия воздушной перспективы. Замечено однако, что ровные правильные края предметов остаются более четкими, чем края сложных очертаний. Причина явления, по-видимому, в том, что человеческое зрение подобно компьютерным растровым форматам. При сильном визуальном уменьшении предмета, его детали становятся сопоставимыми с размерами элементарных частиц изображения — пикселями. Для сжатия изображения зрение, как и компьютер, вынуждено смешивать соседние пиксели. Алгоритм смешивания пикселей на ровном краю элементарен и все получается у нашего с вами «зрительного компьютера» легко и просто. Но вот на краях сложных очертаний начинаются недоразумения. Глаз-компьютер не в состоянии самостоятельно и однозначно решить, какому из соседствующих пикселей отдать предпочтение при смешивании. Он поступает достаточно просто: заменяет группу пикселей, порой очень разных, одним пикселем — средним по всем параметрам.
Сила действия перспективы четкости в значительной степени зависит от количества частиц всякого рода примесей, присутствующих в воздушной смеси — водяного пара, дыма, пыли.
Рассмотренные отдельно три вида перспективы работают всегда вместе. И в результате их совместной работы мы получаем следующий обобщающий вывод: все предметы, по мере их удаления от наблюдателя, уменьшаются в размерах; цвета, в которые они окрашены, приобретают более холодный оттенок; детали предметов становятся менее контрастными, а очертания теряют четкость.
Пренебрежение воздействием хоть одной из перспектив в значительной степени нивелирует воздействия остальных. Это, конечно, не значит, что в общем случае, на переднем плане вашего рисунка или реальной ландшафтной композиции не может находиться какой-либо одиночный маленький предмет или предмет голубого (или какого-то другого «холодного») цвета, или предмет с нечеткими очертаниями. Просто если вы помещаете его там по собственной инициативе, то должны понимать, что:
- во-первых, вы сами создаете себе изобразительную проблему;
- во-вторых, выход есть, но надо потрудиться, усиливая действие перспектив на другие элементы вашей композиции;
- в-третьих, несмотря на ваши старания, композиция все равно будет значительно менее глубокой и достоверной, чем могла бы быть.
И уж если вы — хозяин положения и имеете возможность влиять на архитектурную ситуацию, то теория перспективы может в ваших руках стать прекрасным инструментом для зрительного преобразования пространства.
Свойства горизонтальных плоскостей. Выпуклая горизонтальная поверхность пейзажа визуально приближает центральную часть обзора и удаляет края, вогнутая же – наоборот. Цвет плоскости не слишком влияет на восприятие перспектив. Только переходы цвета на плоскости между теплыми и холодными могут повлиять на перспективу. Обширные, не слишком заполненные предметами светлые плоскости, визуально расширяют пространство. На темных (даже больших) плоскостях ощущение просторности теряется. Плоскости средней тональности в этом смысле нейтральны. Но только до того момента, когда на них появляются в некотором количестве предметы. Здесь сказывается действие теней. Они увеличивают зрительную массу предметов, тем самым деформируя воздействие линейной перспективы. То же самое можно сказать и о площадях, покрытых водой.
Отражая от поверхности воды изображения предметов лежащих, порой, далеко за пределами водоема, вода, находящаяся между вами и наблюдаемыми предметами сильно сокращает пространство.
Зато водоем, находящийся рядом с вами и чуть в стороне, отражает близкие к вам предметы, тем самым удваивает их величину. Кажущийся угол наклона линий перспективы увеличивается, и пространство вытягивается. При этом форма водоема не имеет значения. Во всей этой непростой зеркальной системе имеет значение величина водоема, его протяженность вдоль направления взгляда. Конечно, формой берегов можно визуально вытянуть пространство, но это уже не имеет никакого отношения к отражательным способностям воды и света.
Обратная перспектива — стилистический прием, свойственный позднеантичному и средневековому искусству и выполняющий сугубо семантические задачи, ничего общего с организацией пространства не имеющий. К сожалению, нередко, садостроители неумелыми действиями, сами того не понимая, создают эффекты обратной перспективы — когда далекое кажется близким, а близкое — далеким, а все в целом — непонятно плоским.
Теория перспективы в ландшафте. Практика
Теория перспективы в руках ландшафтного архитектора может стать прекрасным инструментом для зрительного преобразования пространства. На больших площадях все достаточно просто — законы срабатывают сами по себе, если только не пытаться действовать им вопреки. А вот на маленьких участках часто приходится реализацией теории заниматься целенаправленно. Практических приемов и советов для этого — великое множество. Позволю рассказать о некоторых из них. Советы ландшафтному архитектору:
- визуально далеко выглядит ограда холодного цвета;
- зрительно удалят от созерцателя живую изгородь не только колорит ее растений (в частности, если они — голубовато-сизых тонов), но и небольшая ее высота;
- самые большие растения и объекты, размещенные на самом заднем плане, у самой ограды, визуально сокращают пространство, притягивают ограду к наблюдателю;
- если, в наблюдаемую сторону обзор слишком короток и широк, обозначьте, как можно больше линий (дорожками, бордюрами, вытянутыми клумбами, отчетливыми линиями мощения) параллельных взгляду наблюдателя;
- если в наблюдаемую сторону обзор очень вытянут и узок, постарайтесь обозначить или создать линии поперечные к направлению взгляда;
- посадка на задних планах растений более холодных оттенков с ровной, неконтрастной фактурой и нечеткими линиями контура увеличивает глубину композиции. Свободная же, контрастная посадка растений, с учетом только правил художественной колористки, больше подходит к «плоским клумбам», обозреваемым с близких расстояний;
- если на линии взгляда на предмет имеются возвышенности или холмы, расстояние до предмета визуально сокращается;
- Можно придать композиции глубину и объем, изобретательно чередуя на ровном краю дальней композиции более холодные и темные тона с более теплыми и светлыми;
- старайтесь располагать водоем как можно ближе к точке наблюдения просторных пейзажей немного в стороне от центральной линии наблюдения.
РЕЗЮМЕ
Следует, разумеется, понимать, что когда мы говорим о тех или иных ситуациях или возможностях, связанных с учетом и применением теории перспективы, мы не имеем в виду, что в реальном творчестве эта самая теория создает для художника какие-либо абсолютные табу. Нет, мы всего лишь обсуждали пути достижения того самого компромисса между достоверностью и выразительностью.
Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн