В глубинке Шотландии, в горах, покрытых многовековыми деревьями, затерялось старинное поместье Дрюммонд. Цель моего путешествия – сад поместья. Дорога радует глаз и волнует предчувствием неизведанного и прекрасного…
Еще в ХVII веке четвертый граф Дрюммонд высадил здесь подъездную аллею к замку. В живой тоннель выстроились буки, 614 деревьев. Им более 400 лет… Путь по узкой аллее ошеломляет. Величие стволов, гигантские размеры исполинов, сумеречный свет под царственными кронами… Под их сенью ощущаешь себя робкой маленькой гостьей деревьев-великанов. Живые стражи внимательно наблюдают за тобой в гордом молчании.
Наконец за подъемом показалось скалистое подножие замка. Вход через небольшой домик-башню – и ты во дворе перед замком. Серые скалы, серые стены, величие древних времен…
Род владельцев поместья ведет свою историю с XI века. Согласно легенде, Дрюммонды являются потомками Йорик-де-Мара, королевского адмирала и внука короля Венгрии Андрея. Он совершил опасное зимнее путешествие, достиг шотландского берега и представил Малкольму Кенмору Маргарет – будущую королеву Шотландии. В благодарность король подарил ему землю, которая стала собственностью рода Дрюммондов. Надо сказать, что представительницы рода Дрюммонд были настолько красивы, что дважды становились королевами Шотландии. История рода величественна и героична, но поспешим во дворец и сад.
Двор перед замком начали строить в 1490 году. Эту землю король Джеймс IV подарил первому лорду, генералу правосудия Шотландии Джону Дрюммонду, чтобы он на склоне в горах построил замок-твердыню, символ мощи и доблести. Замок практически не разрушился и сохранился до наших дней в своем первозданном виде. А сад замка и поныне называют гордостью и жемчужиной севера и северо-запада Шотландии, драгоценным камнем Британии.
Начиная с 1508 года, к королевскому столу из сада Дрюммонд постоянно отправляют вишни. Уже в XVI веке сад имел внушительные размеры. В 1630 году был нанят умелый садовник Джон Райд. Архитектор Джон Милн возвел в центре сада на главной аллее знаменитый обелиск в виде песочных часов. Они показывали время в разных столицах мира. На часах выгравированы на латыни стихи с напоминанием о пройденном. Эти часы и сегодня украшают сад.
Пять веков истории… Войны, разруха, запустение сада в течение почти 200 лет. В светлые промежутки истории сад совершенствовался и приобретал черты разных эпох и стилей. Так, от средних веков осталась каменная стена, окружившая сад, скорее психологически защищавшая покой хозяев от нападения врагов. Ей вторит живая изгородь из тиса, перетекающая в арки над боковыми выходами.
В эпоху Ренессанса в Великобритании рисунок сада сверху часто походил на ковер, мог изображать герб рода, флаг, девиз. Очевидно, это имело место и в саду Дрюммонда в те времена. Когда началось истинное возрождение сада в XIX веке, благодаря Клементине Дрюммонд и ее мужу эта традиция была сохранена. Управляющим стал Льюис Кеннеди, который работал во Франции у принцессы Жозефины в Мальмезоне. Именно он, а затем его сын Джорж, создали формальный цветочный сад Дрюммонда, привнеся в него французские черты.
За поворотом каменной ограды мрачного двора – терраса верхнего уровня. Тебя заливает солнцем, окатывает красками, там, внизу, распахивается простор панорамы сада – зрелище невероятной, сказочной красоты! Посетители не могут сдержать восторг, стоят ошеломленные, переживая чувство парения над садом. Перепад высот, от верхнего уровня до партера – 18 метров, разбит в итальянском стиле на четыре террасы, предпоследняя из них имеет крутой уклон.
Замок и сад соединяет каменная лестница в стиле барокко, украшенная статуями и урнами. Она переходит в главную аллею – центральную ось симметрии сада, которая словно упирается в полосу-просеку между деревьями на соседнем холме. Почти весь сад – это гигантский цветочный партер площадью в 2 га, он разбит в уютной долине, а потому защищен от ветра окружающими холмами.
Рисунок сети дорожек Льюиса Кеннеди неслучаен. В нем воплощены патриотические чувства рода Дрюммондов, их преданность короне, родному краю. Партер поделен с востока на запад диагональными линиями аллей и бордюров, что соответствует рисунку флага Шотландии. Детали рисунка, колористика цветников, их состав соответствуют геральдике рода и страны. Например, голубая лаванда и серебристый анафальс использованы в шотландском флаге, а чабрец в родовой геральдике. Красные и желтые розы, золотистые тисы, слива Писсарди, 30 разновидностей клена украшают фамильный герб. Получился прекрасный сад Возрождения, славящий своего владельца, несущий высокую патриотическую идею.
Весь партер, словно драгоценными камнями, инкрустирован деревьями. Это 200 подстриженных тисов и падубов (он также входит в геральдику рода). Самым молодым из них более 200 лет. Они – памятка топиарного искусства Викторианской эпохи. В этот период доминирующим был стиль гарденеск, одна из главных черт которого – экспонировать в саду отдельно посаженные деревья. Это давало возможность оценить красоту каждого отдельного экземпляра.
Неповторимое очарование сада не только в размере рисунка партера, его красках, но, прежде всего, в самих деревьях. Есть здесь и знаменитые «викторианские грибочки», под которыми сейчас легко укроется не один человек. Топиарии впечатляют – 10 метров высотой, искусно сформированные, пестролистые, золотистые, пурпурные, багряные, серебристые. Роскошные кроны, роскошные формы. Каждый из них солирует, а в целом все они составляют непревзойденный ансамбль. Их расположение порой совсем неожиданно: то они вплетены в канву цветников, то выскочили прямо на дорожку, то разбежались по крутому склону террасы. Складывается впечатление, будто перед тобой не просто сад, а некое театральное действо. Еще одна черта стиля гарденеск – сад приобретает статус произведения искусства, он подчеркнуто рукотворен. В 1842 году здесь побывали королева Виктория и принц Альберт. Они были потрясены красотой сада.
С высоты верхней террасы колористика может показаться перегруженной, но cпустившись вниз, явственно ощущаешь иное: сад выразительно ярок и гармоничен. Множество вечнозеленых растений: кедр гималайский, тсуга канадская, можжевельник китайский, кипарисовик Лавсона, секвойя, самшит, разные виды тисов, падубов – разбавляют и одновременно оттеняют все другие краски. Особая гордость сада – группа деревьев с осенне-багряной листвой. Коллекция кленов насчитывает более 30 видов и сортов. Осенью сад непередаваемо красив, полыхает алыми красками, словно охваченный огнем.
Шуршит под ногами розовая отсыпка аллей. Идешь, очарованный увиденным. От впечатлений кружится голова – или это деревья – заколдованные придворные начинают свой танец на балу?
Дорожки меняются на травяные, ведут нас то к боскету, то к фонтану, озеру. Так хочется сделать еще один круг – насладиться, впитать этот образ: почти касаясь небес, стоит на скале величественный замок-властелин, а у его ног, на цветочном ковре, застыли в немом почтении в бархатных изумрудных кафтанах «вельможи» – тщательно выстриженные топиарии, склонили головы прекрасные «дамы» в пышных пурпурных и золотолистых платьях. Кажется, что еще мгновение, – и польется музыка, и закружится в вальсе весь сад…
Автор: Мирослава Кизилова, ландшафтный архитектор
Источник: Ландшафт. дизайн