Дорогами мира
В европейские реалии этнические направления проникали издревле, вспомнить хотя бы Великий шелковый путь, благодаря которому на протяжении веков, начиная со II века до н.э., Запад обогащался новыми для себя мотивами, символами, да и просто — материалами и изделиями. Самый яркий пример – «китайские кабинеты», обустроенные, как казалось их владельцам — по всем законам китайского дома. Еще задолго до этого — греки носили египетские украшения, а на побережье средиземного моря ценили шумерские ткани. Были периоды в истории европейской культуры, когда отдельные стили образовывались в результате географических открытий. В разные времена разительно отличалось понимание того, как должен быть обустроен интерьер «этно»: то это должна была быть точная копия заграничной комнаты, то можно было ограничиться одним-двумя экзотическими предметами в привычной национальному сознанию обстановке. Сегодня, когда речь заходит об оформлении в этническом «стиле», подразумевают этнические мотивы, знакомые и узнаваемые всеми: это и натуральные материалы, и элементы декора, и цветовая гамма — вот те три кита, на которых строится подобный интерьер. Еще одна, истинно современная особенность этно — ассоциации с сельской жизнью. Это и понятно — само название подсказывает нам, где искать корни. На самом деле, явление это далеко не новое. Вспомним хотя бы Петра I с его любовью к голландскому быту, а от него уже пошла традиция голландской печной плитки, появившейся буквально в каждом зажиточном русском доме.
Этно в ХХ I веке
Как и двести лет тому назад, сегодня этнические детали принято вписывать в привычные современные интерьеры. Чаще всего в качестве привлекающих внимание элементов выступают ткани, мебель, светильники и посуда.
Нередко интерьеры создаются по этическим причинам — тогда стоит позаботиться о подборе натуральных материалов и антикварных предметов. Впрочем, подобные формы радикализма доступны далеко не каждому — слишком дорого обходится в наше время желание быть ближе к природе.
Европейское искусство в целом последнюю сотню лет обновляется и вовсе преимущественно благодаря этническим влияниям: у импрессионистов это была японская гравюра, у кубистов — африканская этника. И ныне мы продолжаем вносить «свежую струю» в мир нанотехнологий благодаря африканским, китайским и японским, арабским, индийским и марокканским мотивам. Люди ХХI века пошли еще дальше, объединяя не только современное и экзотику, но даже этно с другим этно. Экзотикой нынче считается даже смешение самых распространенных «западных» стилей.
Особую популярность в последнее время получили вещи, сделанные вручную. Также, как на заре технологического прорыва дорого стоили предметы, произведенные машинами, так сегодня высоко ценится hand-made. Это и уникальность изделий, созданных в единичных экземплярах, и близость к природе, к теплу человеческих рук — отличная возможность «очеловечить» пространство стекла и железа.
Три слона на черепахе
Часто этно ошибочно называют стилем, присущим определенному народу. Это не совсем так. Для примера можно привести африканский — но ведь на территории Африки есть еще Марокко с одноименным этностилем, Египет (аналогично) и многие другие, менее популярные. Даже стиль, название которого звучит одноименно с названием страны — имеет массу оговорок и нюансов, не совпадает с границами государства и вообще может относиться к древнему миру, как египетский этностиль, который возник на волне раскопок в Египте войсками Наполеона, и интерес к которому не иссякает и ныне.
Этностиль — это ряд условностей, знаков, символов — воплощенных в тканях, дереве, керамике, золоте и камне. Это цвет, материал и форма.
Цвет в этом плане имеет особое значение. Он тоже служит узнаваемым знаком. Так, сочетание синего с золотом — это Египет; оранжевый, песочнокоричневый, терракотовый, желтый и черный — Африка; белый и светло-серый в сочетании с простыми темными линиями — это Япония; Китай — бежевый, коричневый, черный и красный цвета; Индия — бирюза, малиновый и оранжевый. Этот перечень можно продолжать бесконечно долго.
Красное и черное
В последние несколько лет модными стали украинские мотивы в оформлении интерьеров. Основные элементы — ковка (ковали на наших землях всегда были славные), орнаментальная резьба по дереву, вышивка крестом, керамика и настенные росписи. Цветовое сочетание — красный с черным. Классическое этно, о котором многие говорят в связи с украинским стилем, в современной квартире будет выглядеть нелепо. Зато отдельные детали можно замечательно вписать — сундук в коридоре, элементы украинской вышивки в декоре, традиционные расцветки и глиняная посуда, а также вышитые подушки.
В Украине неразделимо переплелось языческое и христианское, так что нередко встречается включение дохристианской символики параллельно с гораздо более поздними традициями. Нередко можно встретить совет повесить в почетном углу икону, а рядом — оберег с чесноком от злых духов.
География стиля
Выбор этнонаправления зависит только от личных пристрастий — в век информационных технологий география стиля уже не связана с торговыми путями. Самые популярные — кантри, прованс, скандинавский (их ценят за домашний уют и простоту воплощения), чуть более экзотичны индийский, марокканский, китайский и японский (на наших землях они слились в некое единое целое, с обязательной японской сакурой, китайскими иероглифами, японской посудой, китайскими фарфоровыми вазами, японскими кимоно и китайским шелком).
Одна из последних тенденций — тандем римской роскоши в оформлении и a-la греческих росписей на стенах.
Ближневосточные мотивы также не выходят из моды, очень уж заманчиво выглядят красочные сочетания цвета да характерные подковообразные и стрельчатые арки. Есть мнение, что эти тенденции никогда не перестанут быть актуальными, потому что исторически так сложилось, что почти тысячу лет через наши земли проходили торговые пути, соединяющие восточный Константинополь (даже после его падения и переименования) со скандинавскими странами. А значит, все южные и северные мотивы также закономерны, как и классическая вышивка крестиком.
Последние тенденции
В целом, наиболее актуальны в последнее время стили, так или иначе имеющие корни с европейской цивилизацией. К примеру, в марокканском этностиле много привнесенного от французских колонизаторов, в индийском — от английских. Даже кантри — и тот завязан на традициях, перенесенных на новые земли выходцами из Ирландии. Дизайнеры дальнего востока так и вовсе предпочитают учиться и основывать студии в самом сердце Европы. Точно так же Европа на сегодняшний день — главный потребитель hand-made.
Украина, в связи с последними экономическими событиями, снова отстает от мира. Не проводятся широкомасштабные выставки, конференции, почти нет обмена опытом. За редкими товарами проще самому съездить на восток или в страны Старого Света. На последней выставке мебели в Киеве более или менее были представлены только голландцы и еще немного итальянцы.
Нand-made можно найти в интернете, но он больше напоминает тенденцию русских матрешек — у нас это вышиванки и гетьманские деревянные булавы. Самое удивительное, что украинский редкой красоты handmade проще найти в Санкт-Петербурге и Москве, чем на исторической родине, его охотнее покупают за рубежом. Но все говорит о том, что пришла пора менять ситуацию в лучшую сторону.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир