Причальные сооружения условно можно разделить на две основные группы – стационарные и плавучие. К первым относятся укрепленные береговые стенки и причалы на сваях, вбитых в дно. Это неподвижные конструкции, незыблемость которых не зависит ни от ветра, ни от силы волны. Превосходное решение для водоемов с практически постоянным уровнем поверхности воды.
Но судовладельцам, живущим на берегах зарегулированных рек, как, например, Днепр, или на морском побережье, где сильно ощущается эффект приливов и отливов, это достоинство становится недостатком. Уходя от причала по высокой воде и возвращаясь по низкой, вы вдруг обнаруживаете, что подняться на него можно лишь с помощью дополнительной лесенки или подъемного трапа. Еще бы: ведь уровень колебаний может достигать существенной величины. Что делать?
Вот тут-то наиболее комфортными будут плавучие конструкции на понтонах, высота которых остается неизменной относительно водной поверхности а, следовательно, и борта вашего судна. Наиболее динамично развивающимся направлением в этой области является оборудование причалов и мест стоянок малых судов на основе плавучих, железобетонных понтонов и деревянных понтонов на железобетонных поплавках.
Конструктивно такой понтон состоит из жесткого железобетонного каркаса, полости которого заполнены материалом с высокой плавучестью. Благодаря такому симбиозу создается монолитность конструкции, способная противостоять воздействию льда в самые холодные зимы. Понтон весом в несколько тонн обладает значительной инертностью. Это обстоятельство позволяет чувствовать себя комфортно и безопасно даже при сильном ветре и волнении. Запас плавучести при этом ошеломляет. Сооружение способно выдерживать избыточный вес свыше полутора тонн.
Понтоны фиксируются на месте с помощью тросов или цепей, которые в свою очередь крепятся к так называемым мертвым якорям. Расчет системы якорения выполняется применительно к конкретной акватории. В некоторых случаях рассчитываются варианты, способные противостоять весеннему ледоходу.
Конструкция понтонов унифицирована. При желании расширить причал к уже существующему понтону можно легко: присоединить второй, третий и так далее, с помощью специальных тросовых соединителей с амортизаторами. Практически все современные марины и стоянки яхт-клубов строятся на плавучих железобетонных понтонах.
Свойство унификации позволяет создавать разнообразную архитектуру причальных сооружений. Свойство незыблемости и высокой плавучести железобетонных понтонов позволяет возводить на их основе строительные конструкции. Это может быть и беседка в тихой заводи, и коттедж со всеми удобствами, в акватории какого-либо яхт-клуба, и даже коттеджный городок на воде со свойственной ему инфраструктурой. В современном мире это направление строительства интенсивно развивается. В Украине это тем более перспективно, учитывая факт, что стокилометровая, прибрежная зона вокруг большинства мегаполисов уже застроена. Остается только строить и жить на воде!
Автор: Николай Иващенко
Источник: Ландшафт. дизайн