Парк Сан Суси
Ежегодно несколько миллионов людей из разных стран мира приезжает в Потсдам. Этот город от Берлина отделяет всего 30 километров. Но привлекает туристов не Берлин, а расположенные неподалеку необыкновенной красоты жемчужины — около сорока дворцов, павильонов, скверов вокруг Потсдама, «оправой» которым служит уникальный, чарующий своей красотой ландшафт. Он представлен холмами, деревьями, реками Шпрее и Хафель, целой системой озер. Фридрих Великий и Вольтер, Потсдамская конференция, последний германский кайзер — все это еще живо в Потсдаме. Да и самый известный дворец Потсдама — Сан-Суси, летняя резиденция Фридриха Великого и национальная немецкая святыня — сохранился в неизмененном виде с середины XVIII века. Говорят, что здесь Фридрих развлекал своих придворных игрой на флейте. И именно в память об этом перед Сан-Суси в любую погоду играет флейтист…
Дворец-парк Сан-Суси создавался в два этапа. Начало работ и первый этап приходятся на время правления просвещенного прусского короля Фридриха II (1740-1786), известного как Фридрих Великий. Он избрал своей резиденцией Потсдам. И по его указанию в августе 1744 года на южном склоне «пустынной горы» был разбит виноградник и началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. А в 1745 году в центре земель был построен дворец, и по сей день считающийся лучшим образцом архитектуры рококо в Европе. Король назвал дворец «SANS SOUCI», что в переводе значит «без забот». Здесь, среди прекрасных ландшафтов страны озер король хотел просто и «без забот» отдыхать и развлекаться. Предполагалось, что парк Сан-Суси, построенный, как говорят историки, на основе эскизов самого короля, в прихотливости и расточительности должен был превзойти даже сам Версаль!
Дворец Сан-Суси находится на вершине террасированного холма с виноградниками. Вокруг него — вакхи и вакханки, что подчеркивает тему виноделия.
На территории парка также были воздвигнуты портал и обелиск; грот Нептуна; картинная галерея; китайский чайный домик. После семилетней войны были построены Новый дворец; Античный храм и Храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг; домик с драконами. Проект, реализованный после семилетней войны, был дорогим, но именно он должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли.
Новый дворец находится в западном конце главной аллеи парка Сан-Суси, имеет внушительные размеры и предназначался для размещения гостей короля.
Недалеко от него, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни Второй мировой войны бельведера, с которого открывался прекрасный вид на весь парк.
С западной стороны Нового дворца расположены коммуны, которые своими стенами закрывали вид на неприглядную заболоченную местность. В коммунах были оборудованы хозяйственные помещения, размещена прислуга и придворные чиновники.
Восточнее Нового дворца расположен небольшой Храм дружбы и Античный храм.
Храм дружбы выполнен в виде редко встречающегося круглого греческого храма.
Античный расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой уменьшенную копию римского пантеона.
В западной части парка Сан-Суси также расположена картинная галерея.
В восточной части находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов.
С восточной стороны дворца в основании холма стоит грот Нептуна. Мраморную плиту для статуи бога моря специально привезли из Италии. В то время было популярно устраивать в парках такие гроты.
Китайский домик, спрятанный среди деревьев, — наглядный пример увлечения китайской модой, которая распространялась по всей Европе, и достигла своей вершины в XVIII веке.
С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея, длина которой 2,5 км. Вдоль нее располагаются все основные парковые постройки.
Северную границу комплекса образует увенчанная римскими руинами с большим бассейном Руинная гора.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к дворцовому комплексу. Вспомнил о Сан-Суси только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861), которого называли «романтик на троне». По его указанию парк расширили на юг. Собственно говоря, при Вильгельме IV был реализован второй этап строительства.Характер этого этапа определили архитекторы Шинкель и Ленне. Строения в стиле буржуазного классицизма открытые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружения небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы римские купальни; помещение для фазанов в стиле итальянской виллы; ансамбль Фриденскирхе с садом Марли; дворец Оранжерея; сицилианский и северный сады. В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец. Живописное окружение строений в этой новой части образуют пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами.
На архитектуру парка повлияли идеи буржуазного просвещения середины XVIII столетия. Также создатели ориентировались на основные элементы французской и голландской парковых традиций.
Многие парки и дворцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю парка Сан-Суси реставрация его дворцов и парков. И сегодня опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. Весь этот дворцово-парковый комплекс сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.
Автор: Ольга Князева
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн