Парк Петергоф
Поначалу ничто не предвещало мировую славу Петергофу. Здесь, на высоком берегу Финского залива, находился дом, в котором Петр I с 1704 года останавливался по пути из Кронштадта в Петербург. В 1714 году на этой территории он решил создать парадную загородную резиденцию для приемов, которая являла бы собой не просто дворец и парк, а была бы олицетворением того нового, что ожидало Россию, в его понимании; была бы образом могущества и процветания молодой морской державы.
Тем же великим символом было создание новой северной столицы — Петербурга — первого города в мировой градостроительной практике, построенного от начала до конца по регулярному плану в таких грандиозных масштабах.
В допетровской России сады были непременной принадлежностью каждого поместья, но все они носили утилитарный характер — плодовые сады, ягодники.
Петергоф, как и сады новой столицы, впервые решает задачу эстетическую как главную в своем облике, создается по регулярным планам, композиция которых глубоко символична.
Работы по сооружению парковой резиденции велись с размахом и достаточно интенсивно. В небывалые сроки — за 13 лет — центральная часть Петергофа — Петергофский ансамбль — в принципе был завершен.
На сегодняшний день Петергоф, или, как его еще называют, Петродворец, являет сложную, необыкновенную, образную систему парков, которые были созданы на протяжении двухсот лет (в XVIII—XIX веках). Основу композиции составляют два парка, заложенные в 1714 году при непосредственном участии Петра — Верхний и Нижний парки так называемый Петровский ансамбль.
Эти парки расположены на верхней и нижней террасах прибрежной территории. Это является очень характерной особенностью парков эпохи Барокко: верхняя терраса — перед дворцом, а нижняя — у подножья дворца с противоположной стороны, выходящая или к каскаду водоемов, или к богатому масштабному партеру. Планировочная структура Нижнего и Верхнего парков практически без изменений сохранилась до нынешнего времени.
Верхний парк площадью 15 га являет собой роскошный регулярный партер перед дворцом на верхней террасе, с фонтанами и очень просторно, раскованно проработанным рисунком плана. Нижняя терраса — Нижний парк площадью свыше 100 га, выходит к побережью Финского залива. Расположение парка и сама основа его композиции глубоко символичны, они олицетворяют стремление России к морю, покорение стихий. Основная композиционная ось — это большой морской канал, выходящий прямо от нижней террасы в Финский залив, завершается корабельной бухтой.
Аналогичные композиционные принципы как главные были приняты еще в двух усадьбах, строящихся одновременно с Петергофом на берегу Финского залива Стрельне и Ораниенбауме. Но выбор Петергофа был не случаен — именно в этом месте имели возможности подходить близко к берегу морские суда того времени. Этот фактор послужил главной причиной того, что территория на крутом берегу была принята как основная загородная резиденция для приемов при царском дворе.
Композиция Нижнего парка строится на пересечении двух трехлучевых систем, центральными лучами, образующими крест. Первая и главная лучевая система центральным лучом выходит от подножья дворца к морю, завершаясь гаванью для морских судов; двумя боковыми пересекая фонтаны Петергофа «Адам» и «Ева» выходит соответственно к павильону «Эрмитаж» и дворцу «Монплезир».
Вторая лучевая система, берущая начало в районе дворца и водоемов Марли, главным лучом также проходит сквозь Петергофские фонтаны «Адам» и «Ева», а боковыми, соответственно, — к дворцу «Монплезир» и руинному каскаду с римскими фонтанами. Вдоль этих лучей-символов расположены также символично значимые фонтаны, здания и сооружения.
Уникальная, не имеющая равных в мире система фонтанов, воплощает не только заслуженную славу Петергофа, но и его душу.
Вода, которая постоянно в движении, струи, водопады, каскады, водные глади, вода бьющая, пульсирующая, текущая и еще в таких немыслимых для того времени масштабах — это завораживающее зрелище глубоко символично. Здесь было заложено сердце будущей великой державы.
Расположенный перед дворцом главный семиуровневый каскад фонтанов Большого грота, украшенный позолоченными статуями, спускается в водоем — «Самсонову чашу», в центре которой на острове расположено одно из величайших произведений скульптуры XVIII века — Самсон, раздирающий пасть льва (скульптор М. Козловский). Выбор темы главной скульптуры каскада не случаен — это олицетворение победы над шведами (на гербе шведского короля изображен лев). Дальше из этой чаши вода поступает в канал, который уходит вглубь Финского залива. По этому каналу в то время в саму Самсонову чашу могли заходить морские корабли.
Композиция Петергофа отличается строгой изысканностью и широтой. Это, возможно, главные качества, отличавшие градостроительство и архитектуру России, которой неведома затесненность городов Западной Европы. Петергоф явился своеобразной, очень самобытной интерпретацией роскошного барокко на российской почве, несмотря на то, что его проектировали в основном иностранцы: архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.Б. Леблон, Н.Минетти, отец и сын Растрелли, скульптор А. Шлютер, инженер В. Туволков, садовники Л. Гарнихфельд и А. Борисов работали над созданием Петровского Ансамбля — регулярной барочной части Петергофа. В своей основе она была закончена к 70-м годам XVIII в. сооружением на месте скромного домика Петра-дворца, которым Растрелли завершил всю композицию, визуально обрамив систему фонтанов главного каскада.
Позже Петергофский парковый комплекс дополнялся новыми парками. В конце XVIII в. архитектором Д. Кваренги был создан пейзажный Английский парк с дворцом к югу от Петровского ансамбля. В XIX в. к востоку от Нижнего сада, на месте бывшего «Зверинца» — охотничьих угодий времен Петра I по проекту архитектора А.А. Менеласа созданы пейзажные парки Александрия и Александровский. К югу от Верхнего сада в середине XIX в. архитектор А.И. Штакеншнейдер построил Колонистский парк с большим водохранилищем — Ольгиным прудом. Позже он разбил Луговой парк, который вытянулся вдоль десяти прудов, входящих в систему водоснабжения Петергофских фонтанов. Все пейзажные парки, созданные позже, обрамили роскошную барочную регулярную композицию Петровского Ансамбля.
Особого внимания заслуживает инженерная система водоснабжения Петергофа. Само по себе это было невиданное мероприятие: за 22 км от его территории с Ропшинских высот по специальным водотокам, каналам вода подается в водонакопительные пруды. Эта водная система, обеспечивающая водой многочисленные фонтаны, работает бесперебойно, практически без ремонта уже почти 300 лет. Она подвергалась ремонту только в мелочах, в деталях, и то обусловленных огромными разрушениями в период Великой Отечественной войны.
Серьезнейшим осложнением в создании парка были тяжелые природные условия — сквозной холодный ветер с моря, повышенная влажность и засоленность почвы.
Построенные уникальные дренажные системы полностью изменили ситуацию, позволили расширить ассортимент древесно-кустарниковых насаждений. К сожалению, часть из этих сооружений вышла из строя и сейчас не обновляется, что негативно сказывается на условиях произрастания растений.
Породный состав насаждений Петергофа преимущественно местный, характерный для условий северной и средней полосы России с включением многочисленных ценных экзотов. С 1710 г. при Царском кабинете была учреждена особая садовая контора, которая в большом количестве покупала и доставляла в Россию из Европы растения для Петергофа, садов новой столицы и Москвы. Возможно, многие из этих растений не выживали в специфических климатических условиях — опыт интродукции растений для северных районов России отсутствовал.
Для защиты территории парка от холодных морских ветров создавали уплотненные посадки хвойных. Ценно, что в процессе реставрации парка, разрушенного во время войны, для защиты со стороны моря была оставлена полоса старых, разросшихся деревьев, несмотря на то, что, казалось бы, логичнее для сохранения целостности барочной композиции заменить все старые деревья на молодые.
Помимо растений из-за границы в большом количестве ввозили скульптуры, малые архитектурные формы, строительные и отделочные материалы.
Характерная черта русских садов — утилитарность — сохранилась и в Петергофе: поскольку с плодовым садом и ягодниками не сложилось, то в парковых прудах устраивались садки для разведения рыбы. Ничего подобного опыт организации парков в Европе не знает!
Значительная часть парковой территории Петергофа пострадала от разрушений в период Великой Отечественной войны. Так, например, полностью был разрушен Верхний парк. Восстановление Петергофа явило удивительный, грамотный подход к воссозданию парков — памятников садово-паркового искусства. Все реставрационные работы были направлены на то, чтобы максимально донести образ того парка, который сложился не к первой половине ХХ века, со значительными привнесениями, дополнениями, изменениями, искажениями, а образ парка середины XVIII века — периода его расцвета.
В мире есть много прекрасных парков, гениальных по замыслу и роскошных по исполнению, но нигде в мире нет таких сказочных мистерий, разыгранных водой в пространстве, невероятных водяных феерий-символов. Петергоф по сегодняшний день является непревзойденным по игре с водой во всех ее образных проявлениях.
В мире есть парки, композиция которых олицетворяет важную идеологическую тему, но нет парков, где бы эта тема была раскрыта настолько высокохудожественно, динамично, энергично, зримо, — как бьющееся сердце в пространстве — фонтаны Петергофа.
Об эпохе и действующих лицах в ней свидетельствуют памятники, отразившие ее. По грандиозности замысла и искусству воплощения Петергофский парковый комплекс достоин великой эпохи великой державы.
Автор: Елена Гнездилова
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн