Освещение бассейнов
Устройство какого-либо «водного» элемента — сложный этап, для осуществления которого используется специальная техника, оборудование, материалы. При этом, освещение воды не только участвует в создании общей световой концепции участка, но и призвано быть безопасным для тех, кто его эксплуатирует.
ВРЕМЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА
Включать в ландшафт водный элемент следует на стадии разработки проекта сада. А проектировать систему освещения бассейна, водоема, водопада или фонтана надо одновременно с разработкой проекта ландшафта или конкретной водной формы. На этапе проектирования определяется, от какого напряжения и какие будут «питаться» светильники. Сегодня на рынке представлено множество самых разных как традиционных, так и новых источников света и светильников для освещения воды. Для подсветки ее изнутри применяются осветительные приборы, которые защищены от воздействия влаги за счет повышенной герметизации проводки, корпуса или в которых используются оптоволоконные системы. Наряду с такими светильниками могут применяться и более традиционные решения, наиболее распространенное из которых — подводные иллюминаторы (прожекторы), встраиваемые в дно и стены чаши бассейна (чаще), водоема и водопада (реже). Если планируется освещение воды только снаружи, могут применяться любые светильники, соответствующие стилистике сада. Монтировать водные элементы и подводить к ним свет следует во время проведения общих работ благоустройству. Обусловлено это тем, что проложить электрический кабель через уже сформированные клумбы, лужайки и дорожки, ничего не повредив, практически невозможно.
СВЕТОВОДОБЕЗОПАСНОСТЬ
Светильники, применяемые для освещения воды, должны быть изготовлены из специальных материалов, не подверженных коррозии и устойчивых к воздействию температурных перепадов.
Наружные светильники должны обладать определенной герметичностью, чтобы противостоять пыли, грязи, не бояться воды. Этот показатель характеризуется двузначным числом. Первая цифра отражает степень защиты светильника от пыли и грязи, вторая — от влаги. В наших природно-климатических условиях светильники, установленные над грунтом, должны иметь минимальную степень защиты IP 44, встраиваемые в грунт — IP 65 и IP 67, погруженные в воду — IP 68. Показатель степени защиты указываются на упаковке светильника.
При выборе осветительного прибора для подсветки воды изнутри (в особенности это касается бассейнов и водоемов для купания) стоит помнить, что вода — отличный проводник. Поэтому требование номер один к таким осветительным приборам — безопасность. Если осветительные приборы питаются от напряжения в 12 В, то в случае их аварийного повреждения с человеком находящимся в водоеме или рядом с ним, ничего не случится. Если используется питание сети 220, то в случае повреждения светильника трагического исхода не избежать (если в это время кто-то находился в воде). Безопасной и инновационной альтернативой для освещение воды может послужить использование новых технологий таких как светодиоды. Они представляются идеальным вариантом для освещения водоемов и бассейнов, так для их «питания» не нужно высокое напряжение, они миниатюрны, надежны, не нагреваются, обладают высоким КПД, отличаются высокой цветопередачей, цветовая гамма насчитывает порядка 16 млн. оттенков. Светодиоды не чувствительны к перепадам температуры и долговечны: срок службы — от 10 до 30 лет.
СВЕТОПРИЕМЫ
Существует множество приемов приемов, позволяющих сделать из любой емкости с водой сосуд волшебства. Источники света, их высота, мощность, направленность света подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Для освещения водной глади бассейна светильники могут быть вмонтированы как непосредственно в его чашу, так и быть вне ее.
Светильники, размещенные на неподвижной глади воды, придают ей мягкое мерцание. Эффектный тандем воды и света создает подсветка с периодически изменяющимся цветом, а также светящиеся шары, плавающие на поверхности воды.
Необыкновенно привлекательно выглядит подсветка фонтанов и каскадов. В данном случае можно использовать практически любой цвет светового потока или один цвет в качестве фона, а другой как акцент, выбрав контрастные или близкие цвета. Или, например, вмонтировать в фонтан с аэрационной установкой подводную лампу и она создаст эффект свечения пузырьков. А если будет несколько ламп разного цвета, то и пузырьки будут играть тысячами огней. Подсветку сверху, над водой, следует устанавливать с учетом преломления лучей в воде, потому что при неправильно выбранном угле большая часть светового потока будет просто отражаться от водной поверхности, так и не проникнув в глубину. Бывает, что подсветку размещают ниже уровня воды. При этом следует учесть, что вода пропускает свет хуже, чем воздух, поэтому в подводных светильниках используются более мощные, но влагозащищенные лампы.
СВЕТООТРАЖЕНИЕ, СВЕТОКОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ СВЕТА
В проекте необходимо учесть все нюансы, создающие законченный внешний вид и задающие тон освещению. Например, главная особенность водной глади — высокая светоотражающая способность. И свет, падающий, например снаружи на водную гладь бассейна или водоема, по большей части отражается от поверхности, нежели проходит в ее толщу. А вот свет, направленный из-под воды, напротив, практически беспрепятственно проникает наружу. Из этих соображений воду бассейна и водоема лучше освещать изнутри. Освещать водопад или фонтан изнутри (из-под воды) можно исходя из эстетских соображений: такой «преломляющийся» свет создает удивительный по красоте декоративный эффект.
Освещение закрытого бассейна или прилегающего к открытому бассейну участка подразумевает общее (верхний) освещение и подсветку воды, включающую в себя подводное освещение. Верхний свет в бассейне принципиально ничем не отличается от освещения других помещений. Свет должен быть ровным и заливающим. Даже если для этой цели применяются потолочные светильники, они должны находиться не прямо над чашей бассейна, а по сторонам от проекции водной глади на потолок. Лучше же для общего света в помещении бассейна использовать не потолочные, а настенные светильники.
Весомую значимость в вопросе освещения бассейна имеют аспекты не только красоты, но также функциональности и безопасности. Достаточно яркий свет должен равномерно заливать как воздушное, так и водное пространство. Из этих соображений недопустима, например, недостаточная освещенность в месте спуска в воду.
Выбирая цветовую температуру ламп, которые будут использоваться для ландшафтного освещения, необходимо помнить, что чем ниже ее значение, тем ближе спектр лампы к желто-красному, чем выше — тем ближе спектр к холодным тонам. Создавая сценарий освещения, необходимо определить, светильники какого спектра лучше установить в каждой части сада . Специалисты советуют выбирать разные типы светильников, имеющих близкую цветовую температуру. Можно добиться определенного художественного эффекта, сочетая теплые и холодные тона, однако данный вариант требует тщательной проработки: если что-то будет не так, то светокомпозиция может вызвать психологический дискомфорт.
Важную роль при выборе светильников и схемы их расстановки играют понятия симметрии и асимметрии. Симметричные композиции светильников подходят для ландшафтов регулярного стиля. Асимметричные, напротив, задают движение, предполагают постоянную смену впечатлений и подходят для пейзажных садов и парков. Подсветку устраивают в нескольких режимах: сумеречном, ночном, праздничном, сезонном. Например, чтобы зелень листвы и травы выглядела сочнее, ее освещают лампами холодного тона, теплые же тона подчеркнут золото осенней листвы, бархатистость песка. Что же касается воды, то здесь нужно быть особенно внимательным с «цветным» светом, чтобы не получить прямо противоположный эффект. Например, если осветив ручей при помощи красных ламп можно получить «отличные» потоки крови.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ландшафтный проект освещения воды должен быть не только тщательно и своевременно продуман и выполнен: он должен связать воедино все дом, малые архитектурные формы, водные элементы и растения, а также регулировать освещенность сада в разное время суток и времени года, создавать атмосферу, вызывающую определенные эмоции и настроение.
Автор: Тарас Майстренко
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн №2, 2010