Это был самый удивительный творческий тандем в истории ландшафтного дизайна. Когда они познакомились, Джекилл было 46 лет, а о ее мастерстве в области проектирования садов знала вся Англия и ласково называла мисс Бут. Этим именем сограждане наделили Гертруду за неизменную деталь ее гардероба: грубые ботинки на толстой подошве, которые были ей необходимы, чтобы лично принимать участие в посадке великолепных цветников. А 20-летний Лютиенс был молодым, очень перспективным архитектором, натурой незаурядной и новаторской. Ей нужно было выстроить дом в имении Мапстед Вуд, соответствующий ее саду. Ему же нужна была работа и опыт. Несмотря на разницу в возрасте в 26 лет, мисс Бут и Эдвин очень быстро нашли общий язык.
Но главное — в процессе изучения Мапстед Вуд Джекилл и Лютиенс выработали совершенно новую для того времени художественную концепцию — «дом для сада и сад для дома». Эта концепция легла в основу их 20-летнего сотрудничества и воплотилась в десятках домов и садов Англии начала ХХ века. А дом Лютиенса с садом Джекилл стал символом английского образа жизни.
Лютиенс и Джекилл нередко реконструировали усадьбы. Так, в 1912 году в старой усадьбе Фолли Фарм Эдвин пристроил новый корпус, и вместе с Гертрудой распланировал несколько малых садов — «зеленых комнат». По главной оси был устроен канал (это излюбленный прием Джекилл-Лютиенса), а на стыке старой и новой части — водоем с лилиями и «подводными» ступенями. Над водоемом — навес на массивных столбах, создающий на воде игру света и тени. За главным партером с юга расположился огражденный «кухонный сад», которому мисс Джекилл всегда придавала большое значение. А с запада разместился нижний сад, где светлый водоем окружали розы и стриженая зелень.
В имении Март Корт Эдвин и Гертруда эффектно применили любимый прием с перголами (арками в несколько секций). Основу приема составляет контраст каменной стены или колонн с массивными деревянными балками, к которым дополняется «живопись растениями». Пергола имеет в длину 72 метра и окаймляет весь сад с южной стороны. Есть здесь и капал для водных растений, и розарий в голландском стиле. Но особенно интересно сочетание крупномасштабного плана Лютиенса с тонкими деталями мощения, «цветущими» подпорными стенами, ступенями и подбором растений по вкусу Гертруды Джекилл. Яркая зелень с белым камнем, серебристо-зеленый фон и бело-розовые плетистые розы с грубой кладкой столбов смотрятся просто завораживающе. Прошло уже 100 лет, а оригинальные посадки Джекилл англичане неизменно восстанавливают, преклоняясь перед ее талантом.
Каждый новый объект был для них экспериментальным полем, где они испытывали свои идеи. Джекилл постепенно становилась теоретиком ландшафтного искусства, а Лютиенс — непревзойденным архитектором. Но, даже работая по отдельности, они считали друг друга партнерами и друзьями.
Гертруда создала совершенно новые типы миксбордеров, основанные на традиционных народных садах «при коттедже», о которых писала: «В них есть простое и нежное очарование. Старинные садовые цветы словно знают, что здесь они выглядят лучше всего». Экспериментируя в своем «лесном саду», полном тенелюбивых растений, она развивала идеи Вильяма Робинзона о «размещении стойких экзотов там, где они сами о себе позаботятся»Отсюда ведет начало идея «дикого сада», столь актуальная в наши дни.
В садах, созданных без Лютиенса, отсутствовала мощная геометрия его планов, но пространственные рамки задавались ограждениями, рисунком стволов, контрастом закрытых и открытых пространств. Прогулка по ее садам превращается в серию картин, «нанизанных» на маршрут прогулки с возникающими неожиданно круглыми лестницами, цветами в камне подпорной стены, бассейном с причудливыми растениями. Мисс Бут работала прямо на участке, делая лишь схематические наброски посадочных планов, эскизы для себя. Так как их регулярно печатал журнал Garden, эскизы стали безумно популярными и дали название уникальному методу Джекилл — «живопись растениями».
Источник: Ландшафт. дизайн