Инфо        28 августа 2018        1028         0

Лэнд-арт: увидеть мир сквозь призму искусства Земли

В этом жанре работают художники, скульпторы, дизайнеры, архитекторы, все, кто увлекается ландшафтной темой и не мыслит своего творчества без экспериментов. Они постоянно ищут все новые и новые формы самовыражения.

Искусство в пейзаже для всех
Эндрю Роджерс. Фрагмент скульптуры из парка «Время и пространство»Лэнд-арт (от англ. land art – «земляное искусство», «искусство земли», либо аббревиатура от Landscape Art, «искусство в пейзаже», также используют термины earth art, site specific ect) – направление в изоискусстве последней трети XX века. Лэнд-арт появился в США в конце 1960-х годов, как раз на пике популярности различных мятежных общественных течений (тех же хиппи), протестующих против консервативных устоев общества. Его приверженцы стремились к полному разрыву с зависимостью от любых обязательств перед обществом, и особенно категорично выступали против коммерциализации искусства. Они разработали принцип творчества, результаты которого невозможно было ни купить, ни продать.
Пионерами лэнд-арта называют Роберта Смитсона и Майкла Хайзера.

Природа как соавтор
Энди ГолдсуорсиВ качестве главного художественного материала и объекта лэнд-арт использует реальный пейзаж. Классически окружающая природа служит для таких объектов не просто красивым фоном, она скорее выступает полноправным соавтором художественного сообщения, диктующим и задающим направление. При этом созданная композиция плотно взаимодействует и очень органична с пространством. Хотя есть и такие работы, где окружающая природа не текст, а контекст произведений, декорация, служащая фоном. По сути, данный термин используют, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, разнящихся как по масштабу и подходу к созданию, так и долговечностью самих инсталляций.
Одни представители лэнд-арта роют рвы и траншеи, возводят искусственные холмы, гигантские скульптуры, раскрашивают горы, творят по образцу природы. Другие упорядочивают пространство – создают правильные формы там, где их изначально не могло быть, дополняют ландшафт объектами, которые подчеркивают его уникальность. Материал для творчества – и «холст», и «краски», предоставляет сама природа, в дело идет земля, грязь, камни, деревья, листва, ветви, колючки, трава, лепестки цветов, вода, снег и т.д.
Эндрю Роджерс. Скульптура из цикла «Ритмы жизни» в КенииТот либо иной образ может возникнуть вследствие ритмичного преобразования местности или же будучи продиктован самим природным рельефом, сменой сезонов, природных циклов. В любом случае художник всегда оставляет возможность зрителю домыслить увиденный образ.
Лэнд-арт объекты создают вдалеке от населенных мест, по сути, у художника в таких условиях возникает возможность абстрагироваться от суеты цивилизаций, прислушаться к ритмам природы и услышать их.
Элементы лэнд-арта используют, безусловно, и в ландшафтном дизайне. Однако жестких параллелей проводить между лэнд-артом и ландшафтным дизайном, пожалуй, не стоит, это не идентичные понятия. Лэнд-арт, прежде всего, возбуждает эмоции, для дизайна же первична функциональность, удобство, пусть и пропущенные через призму эмоционального восприятия.

Запечатлеть мгновение
Энди ГолдсуорсиВ силу ряда причин произведения лэнд-арта, как правило, недоступны широкому кругу зрителей. Так, например, одни объекты удалены территориально, чересчур масштабны. Дело в том, что глубину и своеобразие многих произведений можно полноценно оценить лишь с высоты птичьего полета (работы Эндрю Роджерса либо, если говорить об Украине, приграничный лэнд-арт Ярослава Козяра).
Другие же работы практически эфемерны – композиции из льда и глины, камней и цветов, ветвей и травы. Порой они могут просу-ществовать лишь несколько минут, прежде чем рассыплются, растают, завянут (наглядно могут проиллюстрировать такую скоротечность картины Ричарда Шиллинга, Энди Голдсуорси). Некоторым инсталляциям суждено простоять сезон либо более, все зависит от долголетия используемых материалов (работы Корнелии Конрад, Николая Полисского). Но затем, как и все в нашей жизни, они исчезнут, пройдя все фазы природного цикла.
Дабы запечатлеть свои детища, художники используют фотографии, фильмы, карты и рисунки. Здесь, как справедливо замечают критики, возникает главное противоречие с основной идеей лэнд-артников уйти из галереи, создавать творения, которые не покупаются и не продаются. Тем не менее, лэнд-арт инсталляция, безусловно, остается на природе, а вот фотографии и зарисовки благополучно возвращаются в экспозиции и коллекции галерей.

«Двойной негатив» и не только
Корнелия КонрадсОдна из первых работ американца Майкла Хайзера, основоположника лэнд-арт направления, увидела свет еще в конце 60-х годов прошлого века, это «Двойной негатив». Прорытые бульдозерами траншеи в пустыне Невада монументальны, это своеобразная живопись на земле.
Более поздние работы Хайзера не менее масштабны. Так, например, он превратил заброшенные угольные карьеры над рекой Иллинойс площадью 80 га в парк гигантских земляных скульптур.

Спираль вечности
Роберт Смитсон «Спираль Джетти»Роберт Смитсон, один из пионеров лэнд-арта, возвел на Большом Соленом озере в штате Юта (США) насыпь из обломков базальта, земли и соли в виде спирали длиной 450 м (1970 г.). Природа же внесла краски в работу. Так, на камнях выпали соли меди, окрасив их в голубой цвет, а микроорганизмы, населяющие водоем, добавили розовый. В настоящее время уровень воды заметно поднялся, поэтому инсталляция хорошо просматривается лишь с высоты.

Мастерра Эмбалажа
Майкл ХайзерХристо Явачев, американский скульптор болгарского происхождения, мастер техники эмбалажа. Вместе со своей женой и соавтором Жанной-Клод он упаковывает в ткань различные природные или культурные объекты. Так, например, они укутывали деревья и острова, здания и мосты. Были укутаны, в частности, Музей современного искусства в Чикаго (1969 г.), участок побережья в Австралии (1969 г.), мост Пон-Неф в Париже (1985 г.), Рейхстаг в Берлине (1995 г.). В Бискайском заливе Христо обернул 11 маленьких островков общей площадью более 2 млн м2 тканью розового цвета. Посредством эмбалажа супруги превращают существующие элементы в произведения искусства.

Начертания титана
Христо Явачев, Жанна-КлодАвстралиец Эндрю Роджерс работает с масштабными объектами. Начиная с 1998 года, под его руководством уже создано 48 геоглифов в 13 странах мира и на семи континентах. Все скульптурные композиции входят в цикл «Ритмы жизни».
Одна из последних – скульптурный парк «Время и Пространство» в Каппадокии, расположенный в семи километрах от Гереме. Парк занимает примерно 2 км2 и является самым большим в мире. Идея для скульптур, наполняющих этот парк, почерпнута из мифологии и местного эпоса. Здесь и лев с двумя телами, и сирена с головой человека и телом птицы, лошадь, символ данного региона.

Чудеса левитации
Корнелия КонрадсКорнелия Конрадс, немецкая художница, скульптор и дизайнер, также работает в лэнд-арт направлении. Излюбленный прием – создать иллюзию невесомости, игнорируя земное тяготение. Ее инсталляции удивляют и поражают. Композиции, созданные из камней, веток, снега, словно левитируют в воздухе, не касаясь земли.

Фантасмагория
Французский художник Сильвен Мейер создает свои произведения искусства, используя исключительно природные материалы: упавшая кора, желуди, листья, мох, гниющая древесина. Фантазия художника создает фантасмагорические скульптуры.
Они недолговечны, поэтому большинство почитателей могут любоваться ими только на фотографиях.

Плетеный ангел
Французский скульптор Лес Пелюс из веток, лозы, листьев создает антропоморфные скульптуры. Его работы населяют парки и скверы. Сидя на камнях, плетеные человечки созерцают гладь пруда, прячутся в кроне деревьев, парят на кустами эдакими ангелами растений.

Гром и молния — бенефис
Николай Полисский «Вселенский разум»Одна из самых зрелищных инсталляций Уолтера де Мария расположена в мексиканской пустыне, где он установил 400 шестов из нержавеющей стали, высотой около шести метров каждый. Вершины шестов находятся на одном и том же уровне над морем. Во время грозы, что здесь случается довольно часто, молнии непрерывно ударяют в сверкающие шесты, создавая таким образом своеобразный небесный спектакль.

Гнездо
Нильс Удо «Гнездо»Баварский художник, фотограф Нильс Удо создает арт-инсталляции, а затем фотографирует их. Среди его творений как филигранные миниатюрные картины, так и масштабные работы. Гигантские гнезда мастера известны во всем мире. Одна из работ была установлена в 2005 году в Ботаническом саду университета Клемсон в Южной Каролине. На ее создание ушло более 80 тыс. тонн бревен и бамбука. В своих работах художник сводит воедино природу, искусство и реальность. По словам фотографа, работая в направлении лэнд-арта, ему удается преодолеть разрыв между искусством и жизнью.

Филигранных дел мастера
Христо Явачев, Жанна-Клод. Упакованные острова в Бискайском заливеЭнди Голдсуорси, британский скульптор, складывает ритмические узоры и композиции из ярких цветов, льдинок, листьев, снега, камней и веточек. Движение, изменение, свет, рост и распад, все процессы, происходящие в природе, он старается запечатлеть в своих работах.
Англичанин Ричард Шиллинг, как мастер-ювелир, с помощью природных материалов создает картины из истории живой природы. В одной работе можно проследить, как меняют цвет листья, как зреют плоды либо крошатся скалы.

Остаться в памяти
Нильс Удо «В гнезде»Российский художник и скульптор Николай Полисский с 2000 года вплотную занимается темой лэнд-арта. Он создает остроумные, замысловатые арт-объекты. В ход идут сено, дрова, лозы, снег. Почти все работы, простояв несколько сезонов а то и меньше, естественным путем разрушаются, словно растворяясь в природе. Сам автор ничуть не расстраивается, по его мнению, самое надежное место для его работ – в памяти. Большая часть лэнд-арт инсталляций мастера представлена в с. Никола – Ленивец, где проходит фестиваль «Архстояние».

Наши в лэнд-арте
Петр Бевза, Алексей Литвиненко. «Меловое время»Тема лэнд-арта весьма интересна и творческим людям в Украине. Ежегодно у нас в стране проходит ряд арт-фестивалей, где начинающие художники и маститые мастера пробуют себя в этом направлении.
Один из самых известных фестивалей проходит в с. Могрица (Сумская обл.). Уже 15 лет, с 1997 года, сюда съезжаются художники, архитекторы и дизайнеры.
В прошлом году интересный проект «Land art-мистецтво на кордоні» презентовали польские и украинские художники в рамках VIІI Транспограничных Дней Добрососедства. На украинско-польской границе появились огромные инсталляции в форме рыб, которые «отправили в плавание» территориями двух государств.

Автор: Марта Крушавецкая
Фото: http: //robertsmithson.com, christojeanneclaude.net, goldsworthy.cc.gla.ac.uk, tumblr.com, jpdubs.hautetfort.com, fototelegraf.ru, re-actor.net, lusine.net, bigpicture. ru, kulturologia.ru, overgrass.ru, polissky.ru, liveinternet.ru, znaki.fm

Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

© 2018, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи