У друга в доме
Ширма слюдяная
Обращена к цветам,
К деревьям сада –
В нее вошла природа
Как живая,
И оттого
Рисунка ей не надо.
(Ван Вэй)
Китайский стиль в интерьере
Ясность и лаконизм китайского стиля, ни с чем не сравнимые мотивы, секреты техник и технологий мастеров Востока, привлекали европейцев, начиная со времен первого каравана «Великого шелкового пути» (это 121 год до н.э.). Не раз, под влиянием искусства Поднебесной, формировались новые направления и модные тенденции: в конце XVII в. аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором; в эпоху рококо и времена Людовика XIV (нач. XVIII в.) сформировалось течение «шинуазри» («китайщина»), тогда же из Китая были привезены бумажные обои; в середине XVIII в. «китайский стиль» оказал сильное влияние на английское мебельное искусство, творчество мебельщика Томаса Чиппендейла; немаловажное влияние оказало аналогичное увлечение и на формирование стиля модерн. Среди современного многообразия, обращение к «китайщине» более всего соответствует минимализму и экодизайну, так как предполагает простоту, лаконизм форм, использование натуральных материалов.
Загадки поднебесной
Понимание того, что такое китайский стиль, – задача не из легких. Начать хотя бы с того, что сам этот термин искусственен. Формы и мотивы в периоды разных династий могли существенно отличаться, но это вовсе не значит, что создавая современный интерьер, кто-то будет разбираться в нюансах оформления династии Шан или особенностях керамики династии Тан. Европейцев привлекали отличия Китая: искусность керамических изделий, тонкостенность китайского фарфора (тайну изготовления которого берегли так надежно, что европейцам пришлось открывать его рецепт заново), роскошь шелка, мастерство мебельщиков, бумажные обои и способ их изготовления.
Деревянная подушка
Обустройство жилого пространства китайцев разительно отличается по стилю даже от многое позаимствовавших у них японцев. Основным материалом издревле служил бамбук, из него изготавливали все – начиная от перегородок в жилищах и заканчивая мебелью. Бамбук не гнется – потому в китайской меблировке так много прямых углов. Для плетения использовали раттан, альпийскую иву и стебли злаковых. Вторым основным материалом служила древесина твердых пород (черного, розового дерева и тика). Особо ценились изделия из красного сандалового дерева, благодаря плотности, жесткости и устойчивости к гниению. Поражает отношение к предметам интерьера: исповедуя кредо – ничего лишнего, китайские вещи всегда были не только красивыми, но еще и функциональными. В качестве примера можно привести варианты «подушек»: дорожные сундучки для денег с весьма жесткой крышкой-подголовником, красиво украшенной инкрустацией, валики из фарфора, кости или дерева.
Один дом – одна комната
Европейцы воспринимают китайские интерьеры поверхностно, тогда как оформление личного пространства для восточного человека наполнено глубоким смыслом. Главный принцип – сохранение равновесия и гармонии. Большое значение у китайцев придается моментам, европейцам малопонятным: к примеру, курительницу рекомендовалось переносить с места на место в течение дня несколько раз, чтобы покой, символизируемый ею, сочетался с подвижностью. Разницу мышлений можно проследить в мелочах. К примеру, шкафы в Поднебесной условно делились на два вида: в хозяйственных, более сырых помещениях, стояли шкафы на высоких ножках, а в жилых – на низких. Потому китайцы сдержанно улыбаются, увидев в европейской гостиной шкаф на высоких ножках.
В западной традиции считается, что желтый цвет улучшает настроение и воздействует успокаивающее в то время как в Китае этот цвет ассоциируется с властью. Классические цвета отделки: красный, голубой, зеленый, белый и золото.
Традиционно цвет используется очень активно, особенно когда дело касается отделки мебели. Яркость китайских фасадов поражает искушенных европейцев. При всей хитроумной проработке декора, сами конструкции довольно просты. Как и жилища: один дом – одна комната. (Вам также будет интересно как делать декор стен).
Дорога Ци
Несмотря на разницу в восприятии, европейцы немало заимствовали у Востока, интерпретируя ориентальные мотивы по-своему. Однако первоначальное значение при этом утрачивалось. По мнению китайцев, в природе не существует симметрии, потому в их мебели так много уступов, перемычек и зигзагов, способствующих лучшей циркуляции положительной энергии Ци. Интерьер в целом должен иллюстрировать текущее состояние ума владельца. К особенностям можно отнести отсутствие приверженности к гарнитурам (в Китае мебель не собиралась по принципу соответствия материала и формы; бамбук мог сочетаться с сандалом).
Китайцы, в отличие от других жителей Востока, предпочитают стулья циновкам и сон в кровати, а не на полу.
Узнаваемы европейцами сочетания красного и черного, а также декоративные замки-накладки. Не говоря уж о традиционном наборе символики: драконы, пионы и хризантемы, фениксы, веера, напольные вазы, иероглифы…
Шкатулка с секретом
Более всего Китай славится технологией лаковой мебели, высоко ценимой и у себя на родине. Уже в период «Воюющих царств» (475-221 гг. до н.э.) были известны изделия из лака. Это и неудивительно, учитывая преимущества: лаковые изделия не боятся сырости, кислот и щелочей, стойки к высоким температурам, отличаются долговечностью и прочностью. Наиболее знамениты работы мастеров Фуцзяни (прозрачный лак); разделяют также полированный лак, пекинский резной лак, мебель с глубоким рельефом, лак на кожаной арматуре и многие другие разновидности.
Центром считается Пекин, где создавали многослойные покрытия (до ста и более слоев лака). Недаром сложилась поговорка: «Работа с лаком требует ума ученого, напряжения рабочего и долготерпения монаха». Именно потому сегодня в Европе создают имитацию лака с помощью современных полимерных материалов, ведь при всем многообразии аутентичных технологий – все они очень сложные и трудоемкие.
Рокайльная ножка
В период Рококо в Европе создавали имитации под китайскую мебель с лаковой росписью. Подражали не только самой технике, но и тематике изображений, помещая на комодах и ширмах традиционные китайские мотивы: фигурки людей, храмы, мостики… Особенно славились искусностью французсвой способ лакировки в 1730 году. Со временем им удалось улучшить формулу лака, благодаря добавке копайской смолы, привезенной из Бразилии. Лакированная мебель начала выходить из моды лишь в конце XVIII в., с началом использования новых сортов качественной древесины с красивой текстурой. Во Франции пользовались огромной популярностью изящные китайские лаковые столики на высоких точеных ножках с круглой столешницей небольшого диаметра. Материалом служило как дерево, так и бронза, с полудрагоценными камнями в отделке.
В начале XVIII в. появились столики с S-образными гнутыми ножками, послужившие впоследствии прототипом ножек «кабриоль» раннего европейского Барокко. Заимствовали и отдельные элементы – ножку «лапа-шар».
Традиционная китайская мебель очень красива, но несколько непривычна европейцам. Кан – бамбуковая, или плетеная из лыка кушетка без обивки, но с богатой отделкой из слоновой кости, полудрагоценных камней или мрамора, – свидетельство знатности и высокого достатка хозяина дома. Появление такой формы спровоцировали нормы этикета, запрещающие мужчинам посещать спальню в дневное время.
Кровать на низких ножках, с невысокими резными бортиками по периметру, высоким изголовьем и резными столбиками, поддерживающими балдахин, никогда не размещают у окна. Были и полностью закрытые кровати, наподобие шкафа с боковыми поверхностями, украшенными ажурным орнаментом.
Китайские стулья, несмотря на жесткость, ортопедически безупречны для поддержания правильной осанки. На таком не посидишь, закинув ногу на ногу. Потому в европейских образцах сознательно смягчают сиденье.
Классика для Китая – табуреты-бочонки и табуреты-столики, одинаковые по высоте, но разные по длине и ширине, что позволяет использовать их также в качестве столиков для сервировки. Еще одна разновидность – складные стулья с Х-образными ножками и спинкой в виде декоративной решетки.
Столы чаще всего низкие, с ажурной царьгой. Шкафы рассчитаны на расстановку в ряд или один на другой, по тому же принципу, что и табуреты, образуя «ступеньки»-полочки. Для демонстрации вещей использовали открытые шкафчики и ниши.
Образ мысли
Как правило, комплекты мебели состояли из парных вещей. Разбивалась подобная симметрия благодаря деталям: каллиграфия и картины на стенах, цветочные композиции, отдельно стоящие столики. Обязательный элемент китайского интерьера – ширма. В качестве таковой могут выступать деревянные ажурные или расписные, бумажные или шелковые, украшенные вышивкой или рисунком двух- или многостворчатые загородки. Веер – еще одна характерная деталь, неизменный атрибут китайского ученого, философа, поэта, художника. На его полях записывали мысль, образ или удачно найденную рифму. Он, как и традиционный китайский фонарь, – часть образа жизни китайца. Есть даже особое направление в живописи, когда рисунок имеет форму раскрытого веера. Особенно славятся гунские веера, украшенные изображениями цветов, птиц, пейзажей и состоящие из тысячи бамбуковых планок.
Китай – страна шелка. Но помимо самой ткани, существует еще множество других традиционных изделий: парча и разновидность гобеленов, сотканных из высококачественного шелка и золотых ниток, ручная вышивка на одежде, кружево и батик. Именно в возможности переставлять предметы и детали интерьера, «выстраивая» нечто согласно сиюминутному ощущению себя, и заключается элемент созерцания, без которого, по мнению китайцев, жизнь превращается в бессмысленную суету.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир