Как доехать к усадьбе Наьальевка в Харькове
Расположена в Харьковской области Краснокутского района, с. Владимировка
Расстояние от Харькова — 75 км, от Киева — 545 км
История усадьбы Наьальевка в Харькове
Натальевка — бывшее родовое имение известнейших в Российской империи сахарозаводчиков. В 1884 г. его основал Иван Герасимович Харитоненко. По одной из версий, он назвал имение в честь своей любимой супруги Натальи Максимовны, по другой — в честь младшей внучки Натальи, которой тогда исполнилось четыре года. Основное же строительство вел его единственный сын, Павел Иванович, также предприниматель и меценат, который и поселился в усадьбе с супругой и тремя детьми.
Построенное отцом и сыном имение в Натальевке поражало воображение современников. В его стиле сочетались черты альпийского шале и британской усадебной архитектуры. Харьковские газеты того времени писали о просторном, опоясанном балконом, двухэтажном особняке и его «чисто дворцовом убранстве». К сожалению, сам дом до наших дней не дожил — он был разрушен во время Великой Отечественной вой ны, и сейчас его можно увидеть лишь на немногочисленных черно-белых фотографиях.
Зато уцелели роскошные въездные ворота в усадьбу, которые уже сами по себе — произведение архитектуры. Они напоминают небольшой замок: широкая арка, каменные стены почти в метр толщиной, массивные ворота, домик привратника, крытая металлической черепицей крыша со шпилем и широким выносом. Проектировал это чудо академик архитектуры Алексей Щусев — автор проектов Мавзолея на Красной площади и Казанского вокзала в Москве. Кроме этих парадных ворот есть и другие, украшенные скульптурами скифских баб. Кованая ограда, окружавшая усадьбу по периметру, до наших дней не сбереглась.
На территории бывшего имения сохранился деревянный чайный домик с резным крыльцом. Неподалеку — водонапорная башня в готическом стиле, с изящными окошками и водостоками в виде драконов. Отдельного внимания заслуживает дом управляющего, вход в который охраняют два льва — спящий и бодрствующий.
Наши современники имеют возможность увидеть и когда-то великолепные двухэтажные конюшни из красного кирпича, а рядом — останки огромного стеклянного манежа. Павел Харитоненко не только увлекался верховой ездой, но и занимался разведением элитных пород лошадей — его рысаки не раз получали медали на международных выставках.
Парк Наьальевка в Харькове
Бывшая усадьба Павла Харитоненко занимает площадь в 48 га, большая часть которой — двухуровневый пейзажный парк, расположенный в пойме и на правом берегу реки Мерчик. Его в свое время разбили на основе лиственно-хвойного леса. Здесь и сегодня можно встретить черешчатые дубы, которым уже больше 300 лет. До наших дней сохранилась разбитая еще при Харитоненко каштановая аллея, которая ведет от главных ворот почти через всю усадьбу.
По задумке хозяев, искусственно посаженный парк не должен был нарушать вид заповедного леса. Группы хвойных деревьев (тсуги, лиственницы европейской, ели канадской, ялицы) соседствуют с группами лиственных пород (черемухи, тополя канадского, ясеня, дуба болотного и красного, лип американской и мелколистной, жасмина садового, березы обыкновенной и карельской). Саженцы многих растений (лоха серебристого, бирючины, бруслины европейской, катальпы) завозили из-за границы.
Кошары и птичник были построены специально для диких коз, оленей и фазанов — животные свободно жили в имении. Парк украшали несколько фонтанов, которые до наших дней не сохранились. Дорожки освещались с помощью электричества, как и все помещения в усадьбе, включая хозяйственные постройки.
Фруктовые деревья — многочисленные сорта яблонь и даже экзотические для здешних мест персики, финики, лимоны и инжир — были высажены в десятке километров от усадьбы, на специально оборудованных для этого террасах.
Церковь-музей Наьальевка в Харькове
Жемчужина Натальевки — Спасо-Преображенский храм, построенный в 1911–1913 гг. также по проекту академика Алексея Щусева. Расположенная в самом центре парка, эта маленькая церквушка задумывалась Харитоненко как «семейное» место для молитвы и уединения. В ней же меценат собирался устроить музей икон XII–XVIII вв. и старинной церковной утвари. Эта уникальная коллекция была предметом гордости Павла Харитоненко. Ее он представлял, например, в 1900 г. в Париже на Всемирной выставке, где у него был отдельный павильон. Позже, в 1911–1912 гг., в дни празднования 300-летия Дома Романовых, эти иконы демонстрировались на выставке в Москве, а сейчас их можно увидеть в Третьяковской галерее.
Храм спроектирован в стиле псковско-новгородского православного зодчества XIII–XIV вв.: приземистый, с нарочито большим, непропорциональным сооружению куполом-луковкой, с резными окошками и примкнувшей с южной стороны звонницей. Для оформления церкви-музея были приглашены лучшие мастера. Облицованные светло-желтым известняком стены украшают резной орнамент и розетки-медальоны с изображениями святых, покровителей рода Харитоненко — это работа известнейшего в то время скульптора Александра Матвеева. Еще один шедевр — двухметровый барельеф «Распятие» у южной стены храма — выполнен рукой скульптора Сергея Коненкова. Исследователи предполагают, что автором эскиза мозаичного панно над входом был Николай Рерих. При Харитоненко Натальевка была любимым местом отдыха художников, музыкантов, актеров, писателей. По приглашению сахарозаводчика здесь бывали, например, Петров-Водкин и Шаляпин. Чехов, подолгу гостивший в Сумском имении Харитоненко, очевидно, тоже приезжал в Натальевку. На лето в усадьбу съезжались студенты Московской консерватории — талантливые украинцы, которым сахарозаводчик оплачивал обучение.
Новая власть
Со смертью Павла Ивановича в 1914 г. усадьба опустела, а сразу после революции его вдова и трое детей навсегда покинули Россию. При новой власти Натальевка стала Владимировкой. В 1946 г. на территории бывшего имения был открыт туберкулезный санаторий, который находится здесь и сегодня.
Уникальную Спасскую церковь долгое время после революции использовали то как склад, то как бильярдную. Ее точную копию эмигранты построили во Франции. Натальевскую же церковь реставрировали в конце 1990-х, а с недавних пор в ней возобновились богослужения.
Здешний парк числится в государственном реестре памятников садово-паркового искусства, а церковь и сохранившиеся постройки признаны памятниками архитектуры. Впрочем, на их содержание за все годы независимости практически не выделялось денег, и в том, что они до сих пор сохранились, скорее, заслуга их создателей.
Автор: Наталья Гончарова
Источник: Ландшафт. дизайн