Инфо        20 декабря 2018        649         0

Качановка, Заповедник в Качановке Черниговской области одна из достопримечательностей Украины.

Дворец с флигелями в стиле ампир занимает центральное место в архитектурном ансамбле Качановки (Фото: Александр Кашкин)Качановка Черниговской области
Чтобы окунуться в красоту старого Петергофа или Царского села, не обязательно ехать в Россию. Наши украинские глубинки по сей день хранят не менее прекрасные и хорошо сохранившиеся дворцовые комплексы. Среди них Качановка – один из старейших, его создание датируется 1772 годом. Знаменита Качановка и своим парком, и крупнейшей коллекцией украинских древностей, собранных семьей Тарновских. Усадьба расположена на окраине села в двух уровнях. Верхнее плато занимают дворцовые постройки, нижнее — огромный живописный парк с 12 прудами, павильоном, скульптурой, мостиками, «руинами» и альтанками. Расположена н а юго-востоке Черниговской области в Ичнянском районе, на берегах реки Смош. Из Киева на автомобиле вы доберетесь до нее всего за два часа ( трасса Киев-Прилуки-ИчняКачановка).

История парка Качановка
В начале XVIII века здесь был только водяной млын и маленький хутор вокруг него. В 1742 г. это скромное хозяйство приобрел певчий императорского двора Федор Иванович Каченовский, отчего и пошло название «Качановка». В 1770 году ее купил фельдмаршал Румянцев Задунайский, выстроил в ней большой неоготический дворец, вокруг которого разбил парк и высадил сад в регулярном стиле, положивший начало тому обширному парку, которым и славится Качановка. К западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад, для поддержания которого фельдмаршал специально «выписал» Вид на парадный двор со смотровой площадки (Фото: Александр Кашкин)садовника из Батурина. Но настоящая слава в Качановку пришла с появлением камер-юнкера Тарновского, получившего усадьбу по наследству в 1824 году. С этого периода начинается «золотой век» Качановки. При Григории Степановиче планировка придворцовой части становится более парадной. Фруктовый сад отодвигается от дворца, в бывших лесных участках имения появляется много парковых дорог и мостов. Расширяется Майорский пруд и насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. А чтобы в пруду плавали белые лебеди и росли декоративные водные растения, Тарновский переселяет крестьян с их гусями и утками подальше в соседнее село. Кстати сказать, все хозпостройки, не обслуживающие парк, по велению хозяина, были вынесены в окрестные села. Тарновский всячески поддерживал людей искусства, потому Качановка становится элитарным парком столичной богемы. «Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение все обличало излишнюю расчетливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом». Такой увидел Качановку Михаил Глинка в 1836 году. Хозяева развлекали гостей прогулками, иллюминациями и танцами. А катанье по руду начиналось с лодочной пристани придворцовой парковой поляны, с обязательным посещением «островков отдыха». После реформы 1861 года Тарновские продолжали растить свой сад с помощью наемного труда. В парке появились хвойные деревья которые ранние не встречались в этих краях: сосны крымская, веймутова и черная, сосна кедровая или кедр сибирский. Большие сенокосные поляны опоясывались дорогами по краю и засаживались разнообразными видами декоративных кустарников или Один из мостиков парка (Фото: Александр Кашкин)плодовых деревьев. А среди зелени выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой — «Хата-порада» – свидетельство «народного романтизма» в паркостроительстве. Мосты над глубокими дорогами, легкие беседки в отдаленных частях парка, пандусы в местах с крутым рельефом — все было предусмотрено для чудесных прогулок и отдыха. После революции 1917 года для усадьбы начались тяжелые времена. Охраны в парке больше нет, потому собрание мраморных и каменных статуй и бюстов было разграблено и практически уничтожено. «Руины» и альтанка Глинки разбирались местными на кирпич. Основная часть парка передается «на баланс» Лесхоззага. Все зарастало самосевом, терялись композиционные акценты, исчезали лучшие парковые перспективы. После второй мировой парком продолжали заниматься непрофессионалы. Большие пейзажные поляны Лесхоз засадил дубами и грабами, что нанесло парку дополнительный вред. Со временем саженцы разрослись и стали вытеснять старые деревья – стержни всей ландшафтной композиции. Они не только закрыли пейзажные группы и виды, но даже изменили его микроклимат. Декоративные плодовые кустарники выродились, уменьшилось количество птиц. С тех пор знаменитые качановские ивы, дубы и каштаны поражены болезнями. Новая жизнь началась с 1984 года, когда Качановка получила статус Государственного историко-культурного заповедника, а специалистами разработана специальная проектная документация на реставрацию дворца и восстановление парка. Лучшие парки мира.

Ландшафтные особености Качановки
Сквер в окружении хвойников (Фото: Александр Кашкин)Качановский парк размещен на 568, 63 га, из которых 125, 5 га – водное плесо. Главная его черта – природность: парк организован так, что воспринимается, как творение самой природы. «В Качановке объединено пейзажное и регулярное планирование, – рассказывает заместитель гендиректора по научной работе заповедника Тарас Шевченко. – Регулярная часть с геометрическим планированием возле дворца – небольшая по размерам и состоит из аллеи от дворца до церкви, партера, сквера и площадки. Такое построение характерно для усадеб конца XVII начала XVIII века. Две главные аллеи, что ведут в усадьбу с севера (от Иваници и Прилук), и с южной (Парафиевка, Ичня) высажены каштанами, которым сегодня более 70 лет. Парк спланирован в пейзажном стиле и построен на контрасте больших горизонтальных больших светлых полян и узких, удлиненных и тенистых балок. Композиционными центрами здесь являются большие поляны, а акцентами – природные овраги и небольшие балки, насыпные горки и искусственно созданные для эффекта неожиданности глубокие дороги, альтанки над прудом, видовые площадки, одинокие деревья старейшины. Огромная площадь парка условно разделена на 10 ландшафтных районов («Березина», «Пустой колодец», «Подковоподобная», «Дубина», «Мандола», «Судине», «Большой пруд», «Торфяное болото», «Заозерье», «Три балки»). А озера и овраги связывают все это в единую ландшафтную композицию».

Романтические руины
К румянцевским постройкам в парке относились модные в XVIII веке «руины» — бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра I. Можно предположить, что к этому же периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. Во времена Григория Тарновского была добавлена еще и «зеленая» альтанка.

Альтанка Глинки и PS
Вид на нижнее плато (Фото: Александр Кашкин)Еще при Румянцеве на высоком холме был построен восьмигранный павильон со стрельчатыми окнами, получивший впоследствии название «Альтанка Глинки». Павильон возвышается на мстилобате, который приподнят за счет платформы из насыпного грунта. Фельдмаршал Румянцев называл его «грот для оным над гульбища залом». В зале – исключительная акустика, поэтому неудивительно, что именно здесь любил работать Михаил Глинка. В частности, в Качановке были созданы «Баллада Финна» и «Марш Черномора» к опере «Руслан и Людмила». Впервые эти части оперы были исполнены музыкантами Тарновского в парадной столовой под управлением самого Глинки. По приказанию хозяина усадьбы в одном из парковых павильонов был установлен рояль специально для уединенной работы композитора. Этот павильон до сих пор носит название «беседка Глинки». Когда-то в далекие 90-тые годы XIX века в парке была каменная оранжерея с застекленными рамами, две каменные теплицы, деревянный домик смотрителя парка и каменный дом садовника и даже своя школа садоводства! А сегодня из всего этого в Качановке сохранился лишь каменный дом садовника и пейзажные композиции деревьев.

Автор: Анастасия Белоусова
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

© 2018, . Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи