«Не делайте из кухни культа, а дайте поесть!»
О. Бендер
Made in USA
Как это ни странно, но кухня (в современном представлении), в отличие от других жилых зон, — самое молодое изобретение. Еще 150 лет назад кухня, как место для приготовления пищи, была далеко не значимой частью жилища: там в основном хозяйничала прислуга, стоял дым коромыслом и чадила печь. Меблировку помещения составлял буфет для хранения утвари, печь для готовки и место для мытья посуды. Об эргономике тогда слыхом не слыхивали и для приготовления даже простых блюд кухарке надо было наматывать километры. Все силы мебельщиков и декораторов были направлены на совершенствование жилой и презентационной части дома, а кухня как «черное» помещение была несправедливо забыта. Ветер перемен подул — как это ни обидно для законодателей интерьерной моды европейцев — с Нового Света. В середине XIX века Кэтрин Бичер, сестра американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, известной своей ненавистью к рабству и романом «Хижина дяди Тома», здраво оценив грядущую отмену рабства как реальную угрозу для белых женщин остаться без прислуги и попасть в рабство домашнее, выпускает книгу «Дом американской женщины». Книга содержит рекомендации по применению научного подхода к ведению домашнего хозяйства и описывает «идеальную» кухню, где вполне может справиться с хозяйством одна женщина. Футуристическая по тем временам кухня обладала набором шкафов и полок, подогнанных под размеры предметов кухонной утвари. Предполагался даже стол с выдвижными ящиками, чтобы «не делать лишних шагов». Кстати, идею его создания подсказали автору корабельные камбузы, где наиболее рационально использована полезная площадь.
Дальнейшим совершенствованием кухни занялась в начале XX века еще одна американка Кристин Фрик, автор статей для женских журналов. Вдохновившись рациональной системой организации труда на фабриках, разработанной инженером Тейлором, она решила применить ее на кухне. Находчивая женщина подошла к делу с чисто мужским практицизмом — вооружившись хронометром, она отследила все свои передвижения по кухне. Так родились бестселлер «Инженерия домашнего хозяйства» и революционная концепция, которая впоследствии была названа рабочим треугольником и легла в основу планировки современной кухни: «Плита, кухонная раковина и стол должны располагаться таким образом, чтобы при перемещении между ними лишние шаги были совершенно исключены». В современной интерпретации стол заменен холодильником.
Безусловно — все это были лишь теоретические предпосылки появления концептуально новой кухни, однако идея витала в воздухе, и ее воплощение в жизнь оставалось только делом времени.
«Франкфуртская» кухня
Американской мечте так и не суждено было осуществиться на родине. Пальму первенства у Нового Света отбирает Европа, когда все наработанные предприимчивыми женщинами идеи вылились в первый типовой проект функциональной встроенной кухни, разработанной австрийским архитектором Маргарет Шуте-Лихоцки. Проект этот назвали франкфуртской кухней и установили в качестве эксперимента в десяти тысячах квартир во Франкфурте. На этой миниатюрной (всего 6,5 м²) кухне присутствовали элементы современной кухни: рабочая поверхность, навесные шкафчики, вытяжка над плитой.
Вся необходимая мебель и оборудование были расположены компактно, в ряд, а главное — имели одинаковую высоту, что позволяло организовать работу более рационально. Мебель лишается привычных «буфетных» ножек и ставится на специальный цоколь — устойчиво и гигиенично. Традиционный буфет поделен пополам: на нижний шкаф-стол и верхний навесной шкаф. Мечта американских пионерок не потерять ни одного сантиметра, наконец-то, обрела реальные черты и нашла свое воплощение. Даже цвет кухни — бежево-серая кафельная плитка и синие деревянные модули — несет определенную смысловую нагрузку — Маргарет где-то слышала, что эти цвета отпугивают насекомых. В общем, интернациональная мечта всех женщин сбылась — на такой кухне можно почувствовать себя «инженером домашнего хозяйства», а не просто кухаркой.
Однако подобная рационализация и ставка исключительно на эргономику породила и свои негативные моменты — такие кухни имели право на жизнь только в качестве помещений для приготовления пищи — в понятие «семейный очаг» или место для общения подобный аскетизм не вписывался. Спустя время такая минимизация нашла отклик во времена советской массовой застройки: не франкфуртская ли кухня послужила прототипом для создания приснопамятных хрущевок, где для кухни отводилось 5-6 м²?
Но, не смотря на скудность площади и подчеркнутую компактность, эта инновационная модель послужила точкой опоры для дальнейшего развития кухонной индустрии и окончательно завоевала мир в начале 30-х годов прошлого века, трансформировавшись в так называемые шведские кухни. Именно тогда были окончательно «похоронены» буфеты и шкафы, и на смену им пришли кухонные модули.
Роскошь класса Феррари
Возрождение кухни, можно сказать, свершилось. Теперь большая часть семейной жизни — особенно деятельности — проходит именно там. Здесь готовят обед и принимают друзей, обсуждаются мировые проблемы и решаются личные. Кухня снова становится местом сбора семьи вокруг домашнего очага. Это отразилось и на стиле кухни — до 1980-х в интерьере европейских и североамериканских кухонь доминировал сельский стиль (кантри) — теплые деревянные фасады, керамическая посуда с национальным колоритом, ситцевые занавесочки — все то, что в нашем сознании ассоциируется с домашним уютом и теплом.
Окончательный переворот в «кухонном менталитете» произошел в конце прошлого столетия с возникновением новых полимерных материалов и совершенствованием бытовой техники. Сначала в Италии, а затем и по всей Европе кухни становятся все более пестрыми. Дерево считается уделом консерваторов, на смену ему приходит пластик, титан, сталь, стекло, алюминий, ламинат, линолеум, специально обработанное дерево. Износостойкие, гигиеничные, яркие и футуристичные — эти материалы стремительно заполняют интерьеры. После успешных проб на кухне, которая в эти годы становится настоящей лабораторией дизайна, они занимают достойное место во всем доме, по праву считаясь его «витриной». Не отстает от них и бытовая техника: стальная и разноцветная она варит, мелет, разогревает и измельчает. Отныне каждая уважающая себя хозяйка может не уметь готовить ничего сложнее глазуньи, но иметь «навороченную» кухню с техническими новинками — дело чести. Или элемент престижа как норковое манто или дорогой автомобиль. Эволюция немецкой идеи приняла поистине вселенские масштабы, и целая индустрия решает эту проблему, однако прогресс все же определяет узкая группа законодателей мод — фабрики кухонь высшего класса. Именно они поставляют на рынок идеи, которые потом многократно тиражируют массовые производители. И именно они превращают кухни в настоящие шедевры современного дизайна и технологии. Читайте также о том как выбрать кухонный комбайн.
Пути кухонные неисповедимы. И трудно предвидеть дальнейшие трансформации в ее развитии, ведь уже сегодня дизайнерская мысль уводит человечество в сторону технического прогресса, слабо сочетая всю эту никелированную и электрическую роскошь с кастрюлей борща на первом плане. И кто знает, может со временем кто-нибудь подобно Остапу Бендеру воскликнет: «Не делайте из кухни культа, а дайте поесть!»
Автор: Наталья Балабина
Источник: Кухня і Ванная.com