Началом истории этой усадьбы можно считать 1905 год — время покупки земли. Спустя семь лет, сменив за время строительства 20 архитекторов, здесь появилась вилла в стиле итальянских дворцов эпохи Возрождения и прекрасный сад в форме корабля, нос которого венчает храм Амура.
Вилла состоит из двух этажей с внутренним двориком. Внутри виллы колоннады из розового веронского мрамора поддерживают аркады… Но оставим архитектурные особенности здания для другого издания и поспешим в прекрасный парк. Он являет собой яркий пример того, как на участке площадью 4 га можно грамотно разместить девять садов, удачно использовав рельеф местности, правильно расставив акценты и учтя все видовые точки и оси перспектив таким образом, чтобы со всех уголков открывались прекрасные виды, а весь сад в целом казался легким и воздушным.
Итак, территория виллы представляет собой парк, разбитый на двух уровнях. Здесь размещены сады: Французский, Севрский, Испанский, Флорентийский, Каменный, Японский, Экзотический, Провансальский и Розарий.
Французский сад состоит из водоемов и деревьев. Он располагается на верхней террасе и обрамляет виллу. Возле входа в здание — огромные клумбы с бальзаминами и пальмами. В центре площадки входной группы виллы — старинный колодец квадратной формы, украшенный барельефами в виде амфор. На противоположной от входа в здание стороне сада — изумительная по дизайну композиция: стена растений и вкрапленных между ними древних скульптурных фрагментов. Живописный акцент — настоящий грот с фонтаном. В центре чаши с водой находится мраморное изваяние сидящей нимфы. Грот утопает в зелени адиантумов, куфей, монстер и циперусов. В саду растут также юкки, пальмы, кипарисы, цереусы. В центре сада — водоем с фонтаном и боковыми прудами; практически над ним возвышается павильон «Храм Любви», копия Версальского. Авторы проекта — Арнольд Петто и Ахиллес Дюшен. От «Храма Любви» ступенями спускается водный каскад, в его нижнем ярусе, на фоне партерных газонов каждые полчаса «танцуют» под классическую музыку струи воды многочисленных изысканных фонтанов. Чаши фонтанов украшены розовыми петуниями, каскад украшают цветущие лотосы и кувшинки. Цветут здесь олеандры, азалии, розы — все цветы в розовой гамме. Баронесса очень любила этот цвет, а потому он присутствует и в интерьерах комнат, и в одежде, и в аксессуарах. Даже ее любимый зонтик от солнца и сумочка из крокодиловой кожи — розовые. Французский сад окружен топиарными кулисами в стиле кубизм. Украшение сада — финиковые пальмы, кипарисы, мексиканские голубые пальмы, цикасы, апельсиновые деревья и гигантский фикус, прекрасным дополнением служат арки с плетистыми розами и мраморные скамьи со всех уголков мира.
Остальные сады расположены на нижней террасе.
Севрский сад — небольшой сад вечнозеленых растений с видовыми «окнами» в стене на бухту Вильфранш. В этом саду царствуют гибискусы, бугенвиллии и апельсиновые деревья. Под ними уютно разместились столики чайного салона. В нише подпорной стены — удивительный по красоте пристенный фонтан, окаймленный стриженой овальной зеленью.
Испанский сад включает в себя грот, беседку и искусственный канал с водными растениям. Крытой галереей он соединен с Севрским садом. Сад представляет собой испанский дворик с узким прямоугольным бассейном в виде буквы «Т». Галерея с колоннами из розового мрамора, в центре которой грот с пристенным фонтаном. Вдоль бассейна высажены стрелиции, прекрасно себя чувствуют здесь монстеры, арумы, дурман, жимолость и гранат. Благодаря высоким стенам, не позволяющим разлетаться благоуханиям, сад превратился в сад ароматов. Вдоль стены с бледнорозовыми колоннами растут плетистые розы и бугенвиллии. Напольные плиты терракотового цвета очень гармонично дополняют стилистику сада. В центре канала — небольшие островки с папирусами. Беседка-пергола с вьющимися растениями выполнена в средневековой традиции из деревянных опор в стиле виноградника. Здесь же и каталонские амфоры для вина.
Мраморная скамья с барельефами и орнаментами добавляет уют и покой в насыщенную и колоритную атмосферу сада.
Следующий сад — Флорентийский. Отсюда открываются чудесные виды на бухту и горы. Во Флорентийском саду в форме подковы лестница, внутри которой расположен грот с мраморным Эфебом. За кипарисами установлены античные арки и части древних галерей. Они словно рамы, обрамляющие прекрасные картины природы. Зеленые кулисы этому саду обеспечивают филодендроны, папирус, водяные гиацинты.
Каменный сад — коллекция барельефов, скульптур людей, гномов, зверей, птиц, мифологических тварей — все то, чему не нашлось место внутри виллы, размещено в этом саду и окружено плотной зеленью листвы камфорного и калифорнийского деревьев. В феврале-апреле здесь цветут азалии, японские камелии, рододендроны и фуксии. Декоративным фоном служит высокая стена, увитая плющом с глянцевой листвой. На этом изумрудном фоне каменные арки в темной патине выглядят особенно рельефно.
Японский сад состоит из пруда с каскадом и плавающими в нем карпами кои, а также «сухого» сада и чайного домика. Сухой сад обрамлен черным и зеленым офиопогоном, японской азалией, камелией и гарденией. Вход в него, заборчики, предметы японского быта, таблички — все выполнено из бамбука. Есть и бамбуковая роща, символизирующая единство мира от одного корня.
Экзотический сад представлен кактусами и суккулентами — гигантскими алоэ, эхинокактусами, цереусами и грузонами. Хозяевами здесь себя чувствуют всевозможных размеров кактусы, громадные агавы, эхеверии и трехметровые опунции.
Розарий — царство роз и нежности. Расположен сразу за экзотами, на крутом склоне, в форме амфитеатра. Баронесса Эфрусси де Ротшильд придавала розе особый, мистический смысл, потому и в особняке вся обстановка, интерьер, оформлялись с использованием элементов этого цветка. Розарий явился продолжением «розовой» идеи. В самой высокой точке розария — небольшой шестиугольный храм. В центре беседки — скульптура девушки с кувшином. В самой нижней точке — резная полубеседка. Отсюда открывается чудесный вид на море. Нижнюю часть портика украшают розы баронессы де Ротшильд и розы принцессы Монако, чуть выше — партер с розами Дистани Репитак и плетистой розой Пьера де Ростана. По обе стороны сада установлены колонны, а к каждому кусту подведено капельное орошение.
Провансальский сад расположен на склоне и заканчивается обрывом. Здесь растут оливковые деревья, сосны, лаванда и агапантусы.
Автор: Ирина Кураколова, ландшафтный архитектор,
Ангелина Браславская
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн