Французские сады
На протяжении всей истории в Европе практически все сады — регулярные, и в них вода присутствовала всегда, но в разные эпохи ей предназначалась различная роль. Первоначально в регулярных садах были емкости для полива— это были бассейны, каналы позже — ручьи и каскады.
Расцвет регулярного плана в садово-парковой архитектуре мы наблюдаем в садах Возрождения, где все они спланированы очень просто: геометричны и симметричны. В садах Возрождения в Италии характерным является активный рельеф — это террасы, склоны, уступы, балюстрады, что обусловило участие воды, но только в движении. Там мало водных зеркал, там водопады, каскады, ручьи, и что, характерно: в садах Возрождения мы еще не находим той жесткой, четкой, главной композиционной оси, которой подчиняется все пространство сада. В какой-то мере можно констатировать, что планировочные элементы в садах Возрождения разрозненные, несмотря на сохранение симметрии, геометрии, изысканной геометрии, простой и гармоничной.
Высшим расцветом регулярных садов все же являются сады Франции эпохи французского барокко, сады, созданные гениальным архитектором Андре Ленотром, о котором можно сказать, что он был первым ландшафтным архитектором в истории. В своих регулярных планах садов и парков он работал уже не с архитектурными объемами и рельефом, как это было у мастеров Возрождения, и не с отдельными водными устройствами и архитектурными объектами, которыми изобиловали рощи античных садов.
Он впервые из природных элементов, таких как вода, камень, растения создавал пространство, на основе которого рождались сказочные композиции, удивительные феерии, и ландшафтные сценарии, насыщенные глубоким идеологическим содержанием в немыслимых масштабах и на огромных пространствах. Впервые сад (а таковым стал сад французского барокко) стал восприниматься современниками как зримое торжество хоть и преобразованной, но природы в противовес садам прошлого, где, собственно, природная среда только дополняла величественные архитектурные пространства, служила роскошным обрамлением зданиям и сооружениям.
Впервые именно в парках гениального Ленотра появились широкие зеркала водных партеров отражавших небо, наполнявших пространство парка светом, сиянием и направлявших взор посетителей на далекие перспективы. Этот композиционный прием не встречался в итальянских садах Ренессанса, построенных на восприятии близких пейзажных картин. Это было потом, а сначала был замок Шенонсо на реке Шер, построенный в ХVІ веке как мост через реку, где огромный партер окружал ров с водой. Этот удивительный замок, все пространство вокруг которого — водная поверхность и «зарегулированный» ландшафт, послужил прообразом просторных водных устройств, широких водных поверхностей зеркал, каналов и водоемов парков Франции. Генезис роскошных водных пространств парков Франции — в фортификационных сооружениях старинных замков, рвах и каналах, заполненных водой.
Парк эпохи Французский барокко — это Богом вдохновленное творение человеческих рук, противопоставленное природе. Такова основная философия периода французского барокко, сада с его партерами, водными устройствами, сказочно оформленным пространством, где все подчинено идее упорядоченного мира, но не просто мира, а мира управляемого властелином.
Блеск, величие и театрализованный придворный этикет, грандиозные празднества и феерические зрелища, торжественные приемы и сказочные карнавалы эпохи просвещенного абсолютизма Франции требовали принципиально новых пространств грандиозных масштабов. Главным, роскошно обрамленным пространством этого феерического спектакля с многочисленными зрителями, может быть впервые в истории, становится сад. Это уже не просто сад, уютный и маленький «парадиз» для отдыха, размышлений и любовных свиданий как раньше, а целый пространственный мир, спланированный мощно, геометрически четко на огромных территориях преобразованной природной среды. Этот мир призван явить всем могущество и величие абсолютистской монархии, блеск Короля-Солнца.
Гениальным детищем Ленотра был парк Версаль, в котором вода, как и во всех французских парках, играла ведущую роль в создании пространственной композиции. Начало было положено парком Во-Ле-Виконт, построенным Ленотром для вельможи — министра финансов Фуке при Людовике ХІV. Этот парк, в отличие от всех, которые строились раньше, имел особенность — четкую пространственную структуру из водных каналов, перекрещивающихся, изобилующих фонтанами и водными устройствами. Он послужил поводом для создания огромного, главного детища Ленотра, парка Версаль как олицетворения идеологии могущества молодого государства Франции под предводительством Короля-Солнца.
В Версале водный сюжет разворачивается постепенно, завладевая всей композиционной конструкцией парка. Перед главным фасадом дворца расстилается широкий партер песчаного ковра и двух бассейнов, зеркальная гладь которых отражает небо, и обрамлена богатыми мраморными рамами, украшенными низкими скульптурами, которые подчеркивают величественную горизонталь воды, доминирующей в пространстве. От партера вниз спускается широкая мраморная лестница, с двух сторон которой открываются небольшие бассейны, украшенные фигурами животных. Перед ними проходит аллея трех фонтанов. С Большой лестницы открывается вид на широкий цветочный партер с фонтаном Латоны в центре и фонтанами лягушек и ящериц по бокам. Композиция фонтана Латоны (в античной мифологии матери Аполлона) состоит из нескольких крупных бассейнов, пирамидально поднимающихся один над другим. Аллегоричная статуя богини наверху окутана струями воды, которые выбрасывают «рты» лягушек и ящериц; в них, согласно античному мифу, были превращены те, кто насмехался над богиней.
За партером на 600 метров в длину неожиданно расстилается газон «Зеленый ковер» шириной 60 метров, окаймленный дорожками и рядами мраморных статуй. За ним овальный бассейн Аполлона с вылетающей из моря колесницей бога Солнца, окруженной тритонами, трубящими в раковины в «кипящей» морской воде, начинает главную водную ось парка — крестообразный в плане Большой канал шириной 120 метров и длиной 1600 метров. По Большому каналу, одетому в богатую гранитную раму, плавали гондолы с гондольерами, выписанные из Венеции, на обширных водных зеркалах устраивали грандиозные празднества с флотилией кораблей, являвших уменьшенную копию флагманов королевского флота.
В отличие от итальянских садов на холмах и сухих осыпях, обилие воды позволяло устройство разнообразных по форме обширных прудов, каналов, бассейнов, обогащавших равнины партерных ковров. В этих бассейнах и прудах сооружались острова, на которых высились монументальные сооружения: гроты, водные каскады, изобилующие скульптурами, фонтаны с бьющими вертикальными струями. Также мы рекомендуем ознакомиться с парками Грузии и парком Александрия в Белой Церкви.
Автор: Елена Гнездилова архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн